Иоселиани Отар Давидович
Иоселиа́ни Ота́р Дави́дович (груз. ოთარ დავითის ძე იოსელიანი; франц. Otar Iosseliani) (2.2.1934, Тифлис, ныне Тбилиси – 17.12.2023, там же), грузинский и французский кинорежиссёр, народный артист Грузинской ССР (1984).
В 1953–1955 гг. учился на механико-математическом факультете Московского государственного университета. Работал ассистентом режиссёра, монтажёром на киностудии «Грузия-фильм», режиссёром на Тбилисской студии хроникально-документальных фильмов. С 1961 г. режиссёр и сценарист киностудии «Грузия-фильм». В 1965 г. окончил режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская А. П. Довженко, М. Э. Чиаурели).
Сняв свои первые игровые фильмы («Листопад», 1966; «Жил певчий дрозд», 1970; «Пастораль», 1976, премия Берлинского кинофестиваля, 1982) в документальной стилистике, в дальнейшем режиссёр облекает свои замыслы в условную, метафорическую конструкцию, артистично и последовательно обнажающую трагизм современности.
В фильмах Иоселиани нет сквозного сюжета, композиция строится по принципу музыкальных лейтмотивов, в бесконечных взаимодействиях и преображениях которых рождается образ уходящего мира культуры, аристократизма, духовности, человечности.
С 1981 г. работает во Франции. Авторская интонация постепенно – от фильмов «Фавориты луны» (1984, премия Венецианского кинофестиваля), «Охота на бабочек» [1992, премия Венецианского (1992), Московского международного (1993) кинофестивалей, Европейской киноакадемии (1993)] к фильму «Сады осенью» (2006) – становится всё жёстче, язвительнее, а противостоящие духовному и душевному оскудению герои (чудаки, старики, подростки) – беспомощнее, теряя ауру избранников. Своё толкование философских проблем пространства и времени, законов бытия, соотношения случайного и закономерного Иоселиани воплощает в формах бесконечной игры с фрагментами рассыпающейся, утрачивающей гармонию реальности.
Среди других фильмов: «Апрель» (1961, вышел на экраны в 1972), «Семь пьес для чёрно-белого кино» (1982), «И стал свет» (1989, специальная премия жюри Венецианского кинофестиваля, 1989), «Разбойники. Глава VII» (1996, специальная премия жюри Венецианского кинофестиваля, 1996), «Прощай, дом родной» (1999, в отечественном прокате – «In vino veritas»), «Утро понедельника» (2002, Серебряный медведь Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру, 2002), «Шантрапа» (2010), «Зимняя песня» (2015).
Поставил документальные фильмы: «Чугун» (1964), «Старинная грузинская песня» (1969), «Страна басков. Лето 1982» (другое название «Эускади. 1982»; 1982), «Маленький монастырь в Тоскане» (1988).
Работал на телевидении (документальный фильм «Грузия одна», 1994).
Автор и соавтор сценариев многих своих фильмов.