Социология моды
Социоло́гия мо́ды, отрасль социальных наук, изучающая феномен моды. Ещё А. Смит в «Теории нравственных чувств» (1759) отмечал влияние моды не только на одежду и мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и др. Он подчёркивал особое значение элитарных слоёв как объекта подражания для остального населения, что было связано с возрастанием роли буржуазии в современном ему обществе.
Британский философ и социолог Г. Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий: 1) мотивируемые желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом; 2) стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними. Последний мотив лежит в основе возникновения моды.
Г. Спенсер впервые сформулировал концепцию, названную «эффектом просачивания вниз» (англ. trickle-down effect) и развитую впоследствии немецким социологом Г. Зиммелем. Согласно этой концепции, развитие моды происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к более высокому статусу, овладевают этими признаками; тогда высшие классы, стремясь отличаться от низших, вынуждены вводить новые отличительные знаки своего социального положения (новые моды), которые вновь заимствуются, и т. д.
Г. Зиммель связывал функционирование моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Зиммель утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, а потому имеет классовый характер.
Последователь Г. Спенсера американский социолог У. Самнер в работе «Народные обычаи» (1906) подчёркивал нормативный и принудительный характер моды.
Российский социолог и публицист Н. К. Михайловский проанализировал социально-психологический аспект моды в связи с поведением толпы и явлением подражания. Французский социолог и социальный психолог Г. Тард считал моду наряду с обычаем основным видом подражания. Если обычай – это подражание предкам, ограниченное рамками своей общины, то мода – подражание современникам, носящее экстерриториальный характер и не ограниченное пределами определённого общества или социальной группы.
Немецкий экономист и социолог В. Зомбарт рассматривал моду как явление, порождённое капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и вызывающее искусственные потребности в обществе. Американский социолог и экономист Т. Веблен анализировал роль престижа, демонстративности и демонстративного потребления в функционировании моды.
Французский философ Э. Гобло в книге «Барьер и уравнивание» (1925) проанализировал процесс фиксации и размывания признаков классовой принадлежности в буржуазном обществе посредством моды. Американский лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль моды в личностной идентификации, самовыражении и укреплении «Я» благодаря социально санкционированному отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Американские антропологи А. Крёбер и Дж. Ричардсон в коллективной работе «Три века моды в женской одежде: количественный анализ» (1940) провели историко-статистическое исследование изменений некоторых параметров женской одежды за последние три столетия с целью обнаружить зависимость этих изменений от динамики социальной жизни. Существуют также попытки психоаналитического (Э. Берглер) и структуралистского (Р. Барт) объяснения феномена моды. Изучались её связи с социальной стратификацией, особенности распространения моды (П. Лазарсфельд, Э. Кац, Р. Кёниг).
Из наиболее значительных попыток концептуального социологического и социально-психологического анализа моды следует отметить работы видного представителя символического интеракционизма Г. Блумера, рассматривавшего моду как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения моды, рассматриваемый в работе Г. Блумера «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору» (1969), проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение различных, соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют отбор, в результате которого одобренный образец становится общепринятой нормой. Анализируя социальные функции моды, Блумер подчёркивал, что она: 1) создаёт определённую меру единообразия, необходимую для нормального функционирования общества; 2) обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, упорядочивая этот процесс; 3) воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса. В работах Ж. Бодрийяра функционирование моды трактовалось в связи с мифологией современного массового потребления как одно из проявлений «симуляции», сфера «пустых» знаков и «псевдокультуры».
Развитие и функционирование моды в широких масштабах обусловлено такими факторами, как индустриализация, возникновение массового поточного производства, усиление социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, глобализация, развитие средств связи, массовой коммуникации и туризма. Важными источниками инноваций в моде являются традиция, художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и т. д. Развитие моды носит циклический характер; сменяющие друг друга стандарты моды проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающиеся в изменении численности приверженцев модной тенденции. Циклический характер её развития проявляется также и в том, что вышедшие из моды культурные образцы периодически вновь входят в моду.
Мода – одна из знаковых систем, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. С одной стороны, мода выражает социально-групповые и классовые различия, с другой – размывает их. Она служит одним из средств приобщения индивидов к социальному и культурному опыту: отсюда её особое значение для молодёжи. Стандарты моды относительно легко переходят от одного общества к другому, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значительные трансформации; при этом одна и та же мода может по-разному восприниматься в различных обществах и группах.
В настоящее время в различных странах осуществляются как теоретические, так и эмпирические и прикладные исследования моды. Чаще всего они тесно связаны с решением практических проблем маркетинга, дизайна, рекламы и др.