#Мода в РоссииМода в РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМода в РоссииМода в РоссииНайденo 5 статейСоциальные явления, процессыСоциальные явления, процессы Мода (явление культуры)Мо́да, кратковременное господство или популярность каких-либо вкусов, прежде всего в одежде; периодическая смена образцов культуры, массового сознания и поведения. Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности – в оформлении внешности человека, его телесного Я и непосредственной среды его обитания (интерьер, бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, экономике, политике, науке, речевом поведении и т. д. Будучи сложным многоаспектным явлением, мода служит объектом изучения различных наук – истории культуры, социологии, психологии, экономической науки, социальной антропологии, эстетики, семиотики и др.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Социология модыСоциоло́гия мо́ды, отрасль социальных наук, изучающая феномен моды. Развитие и функционирование моды в широких масштабах обусловлено такими факторами, как индустриализация, возникновение массового поточного производства, усиление социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, глобализация, развитие средств связи, массовой коммуникации и туризма. Развитие моды носит циклический характер; сменяющие друг друга стандарты моды проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающиеся в изменении численности приверженцев модных тенденций. Мода – одна из знаковых систем, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. С одной стороны, мода выражает социально-групповые и классовые различия, с другой – размывает их. Она служит одним из средств приобщения индивидов к социальному и культурному опыту.Национальная традиция в культуре «Гарибальдийская» мода«Гарибальди́йская» мо́да, распространившаяся в Российской империи, главным образом в среде студенчества и радикально настроенной части общества в 1860–1880-х гг., мода на одежду «а-ля Гарибальди». Связана с возросшей популярностью в Европе лидера итальянского Рисорджименто Дж. Гарибальди, атрибутами одежды которого были красная рубашка, пончо и небольшая шапочка. В России «гарибальдийство» олицетворяло и новый дух в противоположность николаевскому надзору. Сверху нигилисты носили широкие пледы («пончо Гарибальди»), женщины – бурнусы, к ним шапки-гарибальдийки разной формы – мягкие фетровые (как на картине Н. А. Ярошенко «Студент», 1881), и небольшие шапочки без полей, иногда с пером («Курсистка», 1883). В то же время блузки-гарибальдийки (прообраз женских блузок вообще) носили, например, императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III) и Елизавета Баварская (супруга императора Франца Иосифа I), а в России запечатлённая на портрете И. Е. Репина 1889 г. баронесса В. И. Икскуль фон Гильденбандт (Сдвижков Д. А. Знайки и их друзья М., 2021. С. 133). Красная рубашка-гарибальдийка стала опознавательным знаком женщин передовых взглядов.Обиходные названия ТужуркаТужу́рка, верхняя одежда российского студента пореформенной эпохи (официально называлась полукафтаном; от франц. toujours – одежда постоянной носки). Отличалась потёртостью у студентов-«демократов» и подкладкой из дорогой шерстяной белой ткани у студентов-«аристократов» (которых называли белоподкладочниками). Могла иметь карманы специально под формат толстых журналов, часто оставалась с владельцем и по выходе из университета (Сдвижков Д. А. Знайки и их друзья М., 2021. С. 134–135).Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры Рубчинский ГошаРубчи́нский Го́ша (род. 1984), российский дизайнер одежды. Создаёт коллекции в жанре уличной одежды. Соединяет элементы молодёжных субкультур и спортивную тематику, осмысляет темы национальной идентичности и её места в мировом контексте. Бренды Gosha Rubchinskiy (2008–2018, с 2012 в составе холдинга Comme des Garçons), «Рассвет» (с 2016, совместно с Толей Титаевым), проект «ГР-Униформа» (с 2019) ориентированы на молодых людей, часто увлечённых скейтбордингом, при этом нередко связаны с современной культурой (использование мотивов картин Т. П. Новикова, Э. В. Булатова, сотрудничество с Р. М. Литвиновой и др.).