Шмидт Арно
Шмидт А́рно (Arno Schmidt) (18.1.1914, Гамбург – 3.6.1979, Целле), немецкий писатель.
Родился в семье полицейского. В 1928 г. после смерти отца переехал вместе с матерью в Нижнюю Силезию, в 1933 г. окончил школу в Гёрлице. В 1934–1937 гг. проходил обучение на крупной текстильной фабрике в Грайфенберге (ныне Грыфув-Слёнский, Польша), с 1937 г. работал там бухгалтером; также составлял логарифмические таблицы. Начал писать в конце 1930-х гг.
Участник Второй мировой войны 1939–1945 гг.: с 1940 г. служил в артиллерии, с 1942 г. – в Норвегии в артиллерийском расчёте. В начале 1945 г. перевёлся на фронт в Германию, чтобы помочь жене эвакуироваться в западную часть страны и спастись от наступающих советских войск. В середине апреля 1945 г. сдался в плен англичанам и до конца года находился в английском лагере для военнопленных под Брюсселем. В конце 1945–1946 гг. работал переводчиком в английской полицейской школе в Бенефельде. С 1946 г. зарабатывал на жизнь литературным творчеством; крайне бедствовал, часто переезжал. С 1958 г. жил в Баргфельде (Люнебургская пустошь).
Был близок к «Группе 47», хотя и не примкнул к ней из-за склонности к затворничеству. Переписывался с одним из основателей группы – А. Андершем, вёл программу в предложенном им формате радиоэссе на Южно-Германском радио (Süddeutsche Rundfunk) (1950–1970-е гг.), в которой рассказывал о писателях (К. М. Виланде, сёстрах Бронте, Дж. Джойсе и др.). Позднее радиоэссе вышли в виде CD-дисков «Новости о книгах и людях» («Nachrichten von Büchern und Menschen», в 2 частях, 2003 и 2006) и книги «Борьба с призраками. Радиоэссе Вольфганга Кёппена и Арно Шмидта» («'Kampf gegen Gespenster'. Die Radio-Essays Wolfgang Koeppens und Arno Schmidts», 2007).
Важнейшими источниками для творчества Шмидта были немецкие романтики (прежде всего Ф. де ла Мотт Фуке, Л. И. Тик, Э. Т. А. Гофман), американские романтики (Э. По, Дж. Ф. Купер), К. М. Виланд, К. Ф. Мориц, экспрессионисты (А. Штрамм), А. Дёблин. В творчестве 1970-х гг. заметно влияние романов Дж. Джойса.
Первая публикация – сборник рассказов «Левиафан» («Leviathan», 1949; Большая литературная премия Академии наук и литературы в Майнце присуждена в 1950, вручена в 1951); заглавный рассказ изображает мирных жителей, пытающихся спастись во время войны. Образ Левиафана, центральный в творчестве Шмидта, предстаёт не только создателем мира и его хаоса, но и злом, проникающим в каждого человека.
Стиль писателя отличается фрагментарностью, одни произведения напоминают дискуссии [повесть «Разговоры поэтов в Элизиуме» («Dichtergespräche im Elysium», 1940, опубликована в 1984)] или монологи [сборник вымышленных писем «Волшебный пакет Арно Шмидта» («Arno Schmidts Wundertüte», 1948 или 1949, опубликован в 1989)], другие построены как картотека, складывающаяся в дневник-отчёт персонажа (некоторые из них А. Шмидт действительно писал сначала на карточках). Несмотря на отсутствие высшего образования, писатель был эрудитом, обладал выдающимися познаниями в области естественных и гуманитарных наук, стремился к синтезу науки и литературы. Художественный мир А. Шмидта представляет собой литературную и культурную эхо-камеру, своего рода энциклопедию, гипертекст, в котором зашифровано множество отсылок к литературным произведениям, философским концепциям, явлениям естественных наук. Сохранение культурного наследия он считал залогом выживания человечества.
Воззрения Шмидта отличались пессимизмом. Опыт войны, ставшей для него воплощением краха цивилизации, преобразовался в антиутопические картины, в которых узнаваемая реальность военного и послевоенного быта принимает очертания конца времён. «Холодная война», «эра Аденауэра», угроза ядерной войны также побуждали Шмидта к созданию мрачных фантасмагорий, прообразом места действия которых выступала Люнебургская пустошь на северо-западе Германии. Повествование почти всегда ведётся от первого лица, в рассказчике узнаются биографические черты автора. Излюбленный тип персонажа у Шмидта – скитающийся герой или группа персонажей: таковы действующие лица трилогии «Ничейного отца дети» («Nobodaddyʼs Kinder», 1963, русский перевод 2017), чувствующие себя богооставленными (мотив сиротства человечества прослеживается в заглавии). В трилогии показаны военные и послевоенные годы, а также тёмное будущее человечества на мёртвой и обезлюдевшей земле в заключительной части «Чёрные зеркала» («Schwarze Spiegel», 1951; русский перевод 2005). Романы изначально публиковались по отдельности в следующем порядке: «Брандова Пуща» («Brandʼs Haide», 1951; вторая часть), «Чёрные зеркала», «Из жизни одного фавна» («Aus dem Leben eines Fauns», 1953; первая часть трилогии).
Тяготел к жанру постапокалипсиса. В антиутопии «Республика учёных» («Die Gelehrtenrepublik», 1957, русский перевод 1992) показан мир будущего после атомной войны, в котором несколько выживших народов делят планету с мутантами. Человечество, культура которого лежит в руинах, изображено также в романе «Море кризисов – тоже захолустье» («KAFF auch Mare Crisium», 1960) и в повести «Школа атеистов» («Die Schule der Atheisten», 1972).
Существенную роль в произведениях Шмидта играли образы книги, библиотеки (в конце войны он лишился богатейшей библиотеки, которую собирал в течение многих лет), поиска книг: роман «Каменное сердце» («Das steinere Herz», 1956, русский перевод 2002). Писатель часто оформлял свою прозу как записи с авторской или редакторской корректурой или как рукопись, как бы чудом сохранившуюся и выпущенную с комментариями издателя или переводчика (рассказ «Левиафан», роман «Республика учёных»). Роман «Сон Основы» («Zettelʼs Traum», 1970), название которого восходит к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595), представляет собой интерпретацию творчества Э. А. По в ключе психоанализа. Текст романа расположен на листе в трёх колонках, в центральной из которых развивается сюжет, а в боковых даются цитаты из произведений Э. По, ассоциативные ряды и другие вставки рассказчика, вовлекающие читателя в интеллектуальную игру. Как и книга рассказов и диалогов «Вечер с золотой каймой» («Abend mit Goldrand», 1976), роман издан на большеформатных листах с авторской корректурой, внесённой в текст.
Проза Шмидта пронизана эротическими мотивами и аллюзиями на античную мифологию: образы полулюдей-полузверей (кентавр), Луны, Одиссея, Пана, отсылки к мифу об Орфее и Эвридике. За журнальную публикацию рассказа «Озёрный ландшафт с Покахонтас» («Seelandschaft mit Pocahontas», 1953) Шмидт подвергся судебному преследованию по обвинению в порнографии (дело было прекращено в 1956 благодаря отзыву Г. Казака, высоко оценившего художественные достоинства произведения как авангардного; в 1956 рассказ вышел в книжном издании).
Для стилистики А. Шмидта характерны окказионализмы, слова-гибриды, заимствования-кальки из английского и норвежского языков, отдельные иностранные слова даны в немецкой транскрипции (например, русские), намеренно нарушены орфографические и грамматические нормы. Значительное место в речи персонажей занимают диалекты немецкого языка, в том числе силезский диалект. Шмидт придавал фразам особую выразительность посредством пунктуации: выстраивал цепочки знаков препинания, ставил после союзов двоеточия, после тире – восклицательные или вопросительные знаки. Отдельные приёмы такого рода восходят к прозе и драме немецкого экспрессионизма, следы которого ощутимы и в стиле А. Шмидта: контрастное сопоставление ярких и резких цветов, цветовая визуализация событий и переживаний.
Разрабатывал теорию психоанализа применительно к литературе. Изучил творчество одного из своих любимых писателей, К. Мая, с точки зрения этой теории: монография «Ситара и путь туда: исследование характера, произведений и воздействия Карла Мая» («Sitara und der Weg dorthin: Eine Studie über Wesen, Werk & Wirkung Karl Mays», 1963).
Переводил с английского языка поэзию и прозу Э. По – совместно с немецким писателем, переводчиком и редактором Х. Волльшлегером, рассказы У. Фолкнера, Дж. Ф. Купера. Частично перевёл роман Дж. Джойса «Поминки по Финнегану» (1939).
Наследие А. Шмидта также включает эссе о писателях, заметки на темы из психолингвистики и фотографии.
Премия Фонтане (1964), премия Гёте города Франкфурта-на-Майне (1973).