Психодиагностические технологии

Шестифакторная модель личности HEXACO

Шестифа́кторная моде́ль ли́чности HEXAСO (англ. HEXACO model of personality structure; HEXACO-PI-R), шестифакторная модель , а также одноимённый психологический для измерения шести , предложенный в нулевых годах 21 в. канадскими психологами и (). Шестифакторная модель личности HEXAСOШестифакторная модель личности HEXAСO. Архив БРЭ.В шести буквах HEXACO закодированы названия шести факторов на английском языке: Honesty, Emotionality, eXtraversion, Agreeableness, Conscientiousness, Openness to Experience, что в переводе на русский язык означает: Честность, Эмоциональность, Экстраверсия, Дружелюбие, Сознательность, Открытость опыту.

Из термина eXtraversion авторы изобретательно включили в аббревиатуру HEXACO не первую, а вторую букву, чтобы получился термин, близкий к греческому наименованию числа шесть – англ. hexa- (ср. фигуры пентагон, гексагон и др.).

Теоретический и методологический контекст

Модель HEXACO относится к классу т. н. таксономических моделей, в которых реализован к . Наиболее популярная модель, основанная на этом подходе, известна как . В англоязычном Интернете часто можно найти сведения о пятифакторной модели «Большой пятёрки» под аббревиатурой OCEAN (Openness, Conscientiousness, Extraversion, Agreeableness, Neuroticism). Факторы HEXACO, также как и факторы OCEAN, выделены не умозрительно, а с помощью эксплораторного эмпирических данных. Модель HEXACO многие исследователи, как и сами авторы, трактуют как модификацию модели «Большой пятёрки» в сторону её расширения. При этом одни исследователи видят в HEXACO лишь появление одного нового фактора – Честность (Honesty-Humility), а другие утверждают, что в HEXACO достаточно серьёзной содержательной модификации подверглись два из пяти факторов «Большой пятёрки» – Эмоциональная нестабильность (Neuroticism), которому в HEXACO соответствует фактор Эмоциональность, и Согласие (Agreebleness в «Большой пятёрке»: на русском языке смысл этого фактора больше соответствует термину Согласие, чем Дружелюбие). В авторской концепции каждый из шести факторов HEXACO раскрывается в своём содержании через т. н. фасетки – субфакторы, общее число которых насчитывает 24 (). Например, к фасеткам первого фактора Честность (Honesty-Humility) относятся факторы т. н. .

Лексический подход к русскоязычной лексике также позволил выявить фактор Честность в числе ведущих факторов, описывающих межиндивидуальные различия (Шмелев. 2002). Шестифакторная модель в настоящее время стала ведущей в системе автоматизированной интерпретации личностных черт ().

Методика и её психометрические свойства

М. Эштон и К. Ли разработали три версии тест-опросника HEXACO-PI-R – большу́ю (200 вопросов), среднюю (100 вопросов) и малую (60 вопросов). Эти тест-опросники характеризуются настолько убедительной , что в течение десяти последующих лет тест-опросник HEXACO-PI-R взялись переводить и для своей языковой культуры психологи из 20 различных стран (). Русскоязычную адаптацию выполнили М. С. Егорова и О. В. Паршикова, выступившие с докладом о своей работе на Третьей всероссийской конференции по психодиагностике в Челябинске в 2015 г. (). Более полные данные об этой русскоязычной версии методики HEXACO и её психометрических свойствах можно получить в более поздней статье указанных авторов (Егорова. 2017).

Каждая фасетка оценивается по 4 утверждениям [тестовым заданиям (items)], а фактор Честность – по 16 утверждениям. Существует возможность опроса как на , так и на (в том числе в режиме ). В ходе процедуры выполнения методики респонденту предлагается оценить степень своего согласия с каждым из 100 утверждений по пятибалльной шкале от 5 – «полностью согласен» до 1 – «полностью не согласен». Процедура выполнения полной версии тест-опросника из 100 утверждений занимает от 15 до 20 мин. Вопросы не имеют особых требований к уровню образования; они вполне доступны для понимания всеми лицами с полным средним образованием. Рекомендуемый возраст респондентов – от 18 лет (более молодым не рекомендуется предъявлять вопросы типа «Я бы никогда не стал(а) брать взятку, даже если бы она была очень большой»). Опросник HEXACO не является , поэтому он особенно подвержен возможным искажениям в .

Сведения о русскоязычной версии HEXACO содержатся в статьях авторов адаптации и касаются главным образом и внутренней валидности теста – однородности отдельных факторных шкал и интеркорреляций между шкалами, а также между субшкалами-фасетками (Егорова. 2017).

Как и подавляющее большинство опросников (в отличие от объективных и способностей) опросник HEXACO-PI-R пригоден скорее для использования в консультативной ситуации и в научно-исследовательских целях, чем в конкурсном или персонала. В ситуации экспертизы следует ожидать недостоверных ответов респондентов на вопросы, связанные с социальной желательностью, что приведёт к искажению результатов в пользу высоких значений по факторам Честность, Дружелюбие, Сознательность. В то же время при отборе на специальности, требующие особой (например, при найме в силовые структуры), искажения будут выражены в пользу низкой Эмоциональности и высокой Экстраверсии. Подобные искажения установлены для методик типа «тест-опросник» и для аналогичных факторов «Большой пятёрки» ().

  • Измерения в психологии
  • Прикладная психология
  • Психологические концепции
  • Психологическое тестирование