Шариатские суды
Шариа́тские суды́, центральное звено исламской системы правосудия. Разрешение споров в соответствии с тем, что предписал Аллах, предусмотрено Кораном. В частности, в нём говорится: «Так суди же между ними, следуя тому, что ниспослал Аллах, не потворствуя желаниям их… <…> И кто выше Аллаха, дабы выносить решения судебные для людей верующих?» (5:49 – 50). Отправление правосудия относится к ведущим полномочиям исламского государства, поскольку его основной целью является претворение шариата. Эта функция возлагается прежде всего на шариатский суд.
Заслуга в разработке принципов шариатского правосудия принадлежит фикху – исламской науке о правилах поведения людей. На основе положений Корана, хадисов – преданий, содержащих высказывания пророка Мухаммеда и описания его поступков, а также практики разрешения судебных споров пророком и т. н. праведными халифами, фикх разработал модель организации и функционирования шариатских судов. Были сформулированы требования, предъявляемые к шариатскому судье (кади), правила рассмотрения споров, виды доказательств, порядок вынесения судебных решений, их обжалования и приведения в исполнение.
Функции кади может выполнять исповедующий ислам свободный, совершеннолетний и дееспособный мужчина, отличающийся строгим соблюдением исламских предписаний и справедливостью, а также обладающий достаточными знаниями шариата и фикха. Полномочия шариатского судьи не могут быть возложены на немусульманина. Относительно права женщины занимать должность судьи в фикхе нет единогласия. Одни мусульманские мыслители отрицали такую возможность, а другие признавали за женщиной право быть судьёй без каких-либо ограничений. Ещё одна позиция исходит из того, что женщина может в качестве судьи рассматривать только дела, по которым допускается принятие её показаний как свидетеля.
Традиционный шариатский суд действовал в составе единоличного судьи. В качестве доказательств принимались свидетельские показания, признание обвиняемого, косвенные улики, клятва, письменные документы. Важная роль отводилась муфтию, который давал советы судье по вопросам, не урегулированным точными предписаниями шариата. Как правило, любой спор шариатский суд рассматривал в течение одного заседания. В порядке разрешения гражданских и уголовных дел принципиальных различий нет. Судебный процесс начинается с заслушивания претензии истца или обвинения в совершении преступления. Истец или сторона обвинения обязаны представить доказательства в обоснование своей позиции. Ответчик или обвиняемый могут представить доказательства в свою пользу. Судья обязан соблюдать правила этики рассмотрения спора, в частности проявлять беспристрастность и обращаться к сторонам процесса равным образом.
Решение кади считалось окончательным и подлежало исполнению. Оно могло быть обжаловано и пересмотрено только в случае очевидного нарушения предписания шариата. Шариатский суд, как правило, не имел инструментов принудительной реализации своих решений и полагался на добровольное их исполнение обязанными лицами.
Полномочия шариатского суда охватывали рассмотрение практически любых дел, за исключением разрешения споров с участием государственных чиновников. Однако допускалось ограничение юрисдикции кади рассмотрением конкретной категории дел или распространением его полномочий на определённую территорию. Наряду с разрешением споров шариатский суд регистрировал браки и их расторжение, выполнял нотариальные действия, осуществлял опеку над лицами, не имевшими опекунов из числа родственников.
На протяжении столетий шариатский суд оставался главным институтом исламской системы правосудия. Его определяющим признаком было рассмотрение всех споров и их разрешение в соответствии с предписаниями шариата. Со временем организация и деятельность шариатского суда отошли от нормативной модели, разработанной фикхом. Например, судьями часто назначались те, кто не обладал глубокими знаниями шариата. Распространённой была практика получения этой должности за плату. Нередко правитель назначал судьями представителей влиятельных кланов в обмен на их лояльность. Сложилась традиция профессиональных свидетелей, готовых за плату дать показания в пользу определённого лица.
В 19 в. в результате проведённых в Османской империи реформ статус шариатских судов изменился. Их юрисдикция стала ограничиваться рассмотрением в соответствии с шариатом дел т. н. личного статуса, включающих брачно-семейные вопросы, наследование, отдельные виды дарения, опеку, материальное содержание родственников, связанные с вакфами дела. Одновременно произошли изменения в организации данных судов.
В 21 в. шариатские суды сохраняются во многих мусульманских и некоторых немусульманских странах (например, Индия, ЮАР, Израиль). Однако принципы их организации и деятельности заметно отличаются от классической модели шариатского правосудия. В частности, если в прошлом шариатские суды действовали на одном уровне, то современная система включает суды первой инстанции, апелляционные и, как правило, кассационные суды. В некоторых странах аналогами шариатских судов выступают шариатские палаты общих судов первой инстанции, апелляционных и кассационных (верховных) судов. Кроме того, при традиционной системе все дела рассматривал единоличный судья. Теперь в таком порядке решаются малозначительные споры при согласии сторон, а остальные конфликты рассматривает судебная коллегия. Решения традиционного шариатского суда были окончательными и пересматривались лишь в исключительных случаях, а нынешняя система шариатского правосудия предусматривает возможность обжалования судебных решений.
Вместе с тем деятельность современных шариатских судов сохраняет черты сходства с аналогичными институтами, действовавшими в прошлом. Так, их юрисдикция включает разрешение главным образом споров, связанных с личным статусом мусульман. Кроме того, в отдельных странах шариатские суды рассматривают уголовные дела по преступлениям, связанным с применением точно установленных в шариате санкций. Порой за данными судами остаются полномочия по регистрации заключения и расторжения браков между мусульманами. В любом случае нынешние шариатские суды, как и традиционные их аналоги, характеризуются главным – вынесением своих решений в соответствии с шариатом. Иногда законодательство обязывает такие суды применять, наряду с шариатом, принятые государством нормативно-правовые акты, но при условии, что они не противоречат шариату.
В современных условиях шариатские суды действуют в ряде немусульманских стран, прежде всего тех, где проживают заметные мусульманские меньшинства. Так, в Израиле и Индии шариатские суды рассматривают дела по личному статусу мусульман в соответствии с шариатом. В отдельных западных странах (например, в Великобритании) имеются официальные шариатские трибуналы (арбитражи), в деятельности которых отражаются некоторые принципы и нормы, характерные для шариатских судов.
В Российской империи шариатские суды под различными наименованиями существовали в течение 19 в. При советской власти они действовали в некоторых районах Северного Кавказа до конца 1920-х гг. Данные суды рассматривали семейные дела и мелкие имущественные споры с использованием отдельных норм шариата и местных обычаев. В 21 в. шариатские суды или близкие им по характеру институты действуют при некоторых духовных управлениях мусульман. Эти учреждения не являются официальными органами правосудия. Их функции сводятся к консультированию мусульман по различным вопросам фикха и урегулированию споров в соответствии с шариатом.