Рыкалова Надежда Васильевна
Рыка́лова Наде́жда Васи́льевна [10(22).7.1824, Москва – 3(16).1.1914, там же], российская актриса.
Из актёрской династии, внучка В. Ф. Рыкалова.
Выдержав по настоянию матери экзамен при Московском университете (у профессоров Г. Н. Грановского и И. И. Давыдова), получила звание домашней учительницы; работала гувернанткой. В 1845 г. под руководством своего дяди – актёра Петра Гавриловича Степанова (1806, по другим сведениям, 1800 – 1869) – подготовила роли Елены Глинской («Елена Глинская» Н. А. Полевого) и Марины Мнишек («Смерть Ляпунова» С. А. Гедеонова), дебютировала на сцене театра Шереметевых в селе Кусково (отец Степанова был некогда певчим крепостного театра Шереметевых).
В 1846–1891 гг. в труппе Малого театра. Значительное влияние на актрису оказал М. С. Щепкин. Начав с исполнения ролей молодых героинь, уже в середине 1850-х гг. перешла на амплуа «старух». Одна из лучших ролей – Атуева («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, 1855). Обладала высокой сценической культурой, тонким пониманием особенностей быта, характеров персонажей. Дарование Рыкаловой оценил А. Н. Островский, создавший для неё образ Кабанихи в пьесе «Гроза». В 1859 г. она впервые выступила в этой роли, в которой «основной характер личности особенно выступал благодаря своеобразному голосу артистки» (Временник русского театрального общества. 1924. Т. 1. С. 44).
Роли в пьесах Островского: Анфиса Карповна («Старый друг лучше новых двух», 1860), Бальзаминова [«Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» (1861) и «Зачем пойдёшь, то и найдёшь» (1863)], Уланбекова («Воспитанница», 1863), Барабошева («Правда – хорошо, а счастье лучше», 1876), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты», 1890/1891) и др.
Среди других ролей: Вельская («Поездка за границу» М. Н. Загоскина), Клара д'Обервиль («Графиня Клара д'Обервиль» О. Анисе-Буржуа и А.-Ф. Деннери), Эсфирь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Марфа («Царская невеста» Л. А. Мея), Наталья Дмитриевна, Хлёстова, Графиня-бабушка («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Дарья Ивановна («Провинциалка» И. С. Тургенева), Офелия и Дездемона («Гамлет» и «Отелло» У. Шекспира), Луиза и леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Анна Ефремовна Бурыленко («Раздел» А. Ф. Писемского), баронесса Сотанвиль («Жорж Данден» Мольера).
Когда в 1891 г. контракт Малого театра с актрисой не был продлён, это вызвало возмущение в публике и прессе. В отчёте о прощальном бенефисе критик газеты «Московские ведомости» утверждал, что Рыкалова «в качестве славного и заслуженного ветерана должна была бы украшать <...> труппу нашего Малого театра, если не своею постоянной деятельностью, становящейся обременительною в известные лета, то простым фактом своей принадлежности к труппе. <...> Артисты "земно" кланялись расстававшейся с ними ветеранке их сцены; публика выражала ей своё сочувствие таким грохотом рукоплесканий, какого я и не слыхивал на театре» (Васильев С. Театральная хроника. Москва, 1896. С. 107, 108).
В конце 19 – начале 20 вв. Рыкалова эпизодически выступала на частных сценах (в Театре Корша и др.).