Писемский Алексей Феофилактович
Пи́семский Алексе́й Феофила́ктович [10(22).3.1820, по другим сведениям, 11(23).3.1821, село Раменье, Чухломский уезд, Костромская губерния, ныне Чухломский район, Костромская область – 21.1(2.2).1881, Москва], русский писатель.
Из старинного, но обедневшего дворянского рода. В 1840–1844 гг. учился на математическом отделении философского факультета Московского университета. С 1845 г. (с перерывами) на государственной службе в Костроме, Москве, Санкт-Петербурге. В 1872 г. вышел в отставку в чине надворного советника. В 1857–1863 гг. редактировал журнал «Библиотека для чтения» (до 1860 совместно с А. В. Дружининым).
Дебютировал в печати в 1848 г. (рассказ «Нина», с сокращениями). Роман «Боярщина» (первоначальное название «Виновата ли она?») о положении женщины в обществе, написанный в духе натуральной школы в 1846 г. и отданный в журнал «Отечественные записки», был запрещён цензурой и вышел только в 1858 г. Испытал влияние творчества Н. В. Гоголя, восприняв, однако, лишь его обличительный пафос. В центре внимания Писемского – быт и нравы русской провинции в её неприглядной повседневности. Успех принесла повесть «Тюфяк» (1850), раскрывающая глубокую драму жизни ничем не примечательных людей, в которой проявились характерные для всего дальнейшего творчества беспощадная трезвость тона и ориентация исключительно на здравый смысл. Презрением к подлости нравов образованного сословия отмечены повести из жизни провинциального чиновничества и дворянства: «Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына. Брак по страсти» (1851), «M-r Батманов» (1852), «Фанфарон» (1854) и др.; комедии «Ипохондрик» (1852), «Раздел» (1853, поставлена в 1874). Галерея колоритных народных характеров, увиденных беспристрастным взглядом, чуждым идеализации, сентиментальности и дидактизма (типичных для произведений о крестьянстве современников Писемского), создана в рассказах «Питерщик» (1852), «Леший» (1853), «Плотничья артель» (1855) (вошли в сборник «Очерки из крестьянского быта», 1856), а также в повестях «Старая барыня» (1857), «Старческий грех», рассказе «Батька» (оба произведения 1861). Главное произведение – роман «Тысяча душ» (1858) о практицизме, подавляющем в человеке его лучшие душевные качества. Неверием в эффективность крестьянской реформы и преобразовательные устремления демократически настроенной интеллигенции проникнут антинигилистический роман «Взбаламученное море» (1863) – первый образец жанра.
Из драматургических произведений наибольшую известность снискала драма из народной жизни «Горькая судьбина» (1859, поставлена в 1863). Популярностью пользовались также антикапиталистические пьесы «Ваал», «Подкопы» («Хищники», обе 1873), «Просвещённое время» (1875), «Финансовый гений» (1876). Для близких эстетике натурализма, пронизанных скепсисом и иронией произведений Писемского характерны занимательность и динамичность повествования, живость диалогов и верность в передаче простонародной речи.
Среди других произведений: исторические драмы «Самоуправцы» (1865, опубликована в 1867), «Поручик Гладков» (1867), «Милославские и Нарышкины» (опубликована в 1886); романы «Богатый жених» (1851–1852), «Люди сороковых годов» (1869), «В водовороте» (1871), «Мещане» (1877), «Масоны» (1880); цикл рассказов «Русские лгуны» (1865); путевые очерки; фельетоны; литературная критика.