Россия. География транспорта
Геогра́фия тра́нспорта Росси́йской Федера́ции характеризует пространственную структуру транспорта страны, закономерности и специфические особенности его размещения и развития в регионах России.
В пределах освоенной зоны Европейской части Российской Федерации транспортная сеть более развита и плотность её относительно высокая, в слабо освоенной и неосвоенной зоне Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока транспорт менее развит, плотность сети его линий крайне низкая.
В целом для России характерна широтная направленность транспортных потоков. Однако в зоне сплошного экономического освоения (внутри треугольника Санкт-Петербург – Сочи – Кемерово) как основные грузо- и пассажиропотоки, так и сеть транспортных магистралей имеют радиальный характер: они сходятся к столице страны Москве.
Главные межрегиональные виды транспорта: в пределах экономически освоенной территории – железнодорожный, а в неосвоенной и слабо освоенной зоне – воздушный (самый дорогой, но действующий круглогодично), морской (летом в сочетании с внутренним водным) и трубопроводный. Основные виды внутрирегионального транспорта – автомобильный (в освоенной зоне) и внутренний водный, а на Крайнем Севере – воздушный.
В России из-за больших расстояний исторически сложилась пространственная специализация отдельных видов транспорта. На дальние и средние расстояния основная масса грузов перевозится по железным дорогам (среднее расстояние перевозки 1 т груза 1879 км в 2021; 1862 км в 2020; 1764 км в 2016; 1735 км в 2015; 1525 км в 2011; 1266 км в 2002; 1199 км в 1992), на короткие расстояния – автомобильным транспортом (52 км в 2021; 48 км в 2019; 46 км в 2015; 39 км в 2011; 26 км в 2002; 20 км в 1992). Внутренний водный транспорт, главным образом речной, перевозит грузы и пассажиров на средние расстояния (только в летне-осенний сезон года; среднее расстояние 524 км в 2015; 468 км в 2011; 709 км в 2002; 442 км в 1992); морской обеспечивает в основном дальние перевозки между различными морскими бассейнами (преимущественно в зарубежные страны) и по Северному морскому пути (2217 км в 2015; 2294 км в 2011; 3589 км в 2002; 4484 км в 1992). По трубопроводам 1 т сырой нефти перекачивалось в среднем на 2348 км в 2021 г. (2257 км в 2015; 1175 км в 2011; 2434 км в 2000), нефтепродуктов – на 1201 км в 2021 г. (1213 км в 2015; 1175 км в 2011; 1143 км в 2000), природного газа – на 2387 км в 2021 г. (2385 км в 2015; 2362 км в 2011; 2292 км в 2000). В пассажирском сообщении для поездок на большие расстояния используются преимущественно самолёты (средняя дальность поездки одного пассажира 2174 км в 2021; 2423 км в 2015; 2527 км в 2011; 2311 км в 2002; 1880 км в 1992); на средние – поезда (1176 км в 2015; 1408 км в 2011; 878 км в 2002; 622 км в 1992); на короткие – автобусы (110 км в 2015; 104 км в 2011; 97 км в 2002; 61 км в 1992); на речном транспорте средняя дальность поездки одного пассажира составляла 46 км в 2021 г. (37 км в 2015; 49 км в 2011; 35 км в 2002). Таким образом, главными видами транспорта на дальние расстояния являются воздушный, морской, трубопроводный и железнодорожный, на средние – железнодорожный и внутренний водный, на короткие – автомобильный.
Разделы статьи