Россия. География транспорта. Воздушный транспорт
Возду́шный тра́нспорт Росси́и. Через все аэропорты России в 2022 г. прошли 95,21 млн пассажиров (111,9 млн в 2021; 130,9 млн в 2019; 91,3 млн в 2016); 599,05 тыс. т грузов и почты (2022; 1147 тыс. т в 2019; 730,6 тыс. т в 2016). Число гражданских воздушных судов 7,1 тыс. (2021; 6,9 тыс. в 2019), в том числе принадлежащих пассажирским авиакомпаниям – 1164 (январь 2023).
Крупнейшие авиакомпании (перевезено, млн пассажиров, 2021), обслуживающие как внутреннее, так и международное пассажирское авиасообщение, – «Аэрофлот» (21,42; 37,22 в 2019), «Сибирь» (S7 Airlines; 17,83; 14,05 в 2019), «Победа» (14,43; 10,29 в 2019; лоукостер), «Россия» (9,96; 11,55 в 2019; дочерняя компания «Аэрофлота»), «Уральские авиалинии» (9,20; 9,62 в 2019), Utair (7,12; 7,76 в 2019), Nordwind Airlines (5,91; 5,54 в 2019), AZUR air (3,73; 5,79 в 2019; чартерная), «Глобус» (3,90 в 2019; данные за 2021 включены в «Сибирь»; отделение компании S7 Airlines). В 2022 г. основные российские авиакомпании перевезли: «Аэрофлот» – 20,5 млн пассажиров, «Сибирь» – 16,1 млн, «Победа» – 11,7 млн, «Россия» – 8,52 млн, «Уральские авиалинии» – 8,49 млн. Наряду с классическими существуют чартерные авиакомпании NordStar Airlines, Royal Flight и туристическая Pegas Fly (Икар).
Наибольшим количеством самолётов (2022) владеют компании «Аэрофлот» (173 ед.), «Россия» (132), S7 Airlines (103), Utair (59), «Уральские авиалинии» (54), «Победа» (41) и Nordwind Airlines (27).
В стране действуют 277 гражданских аэропортов и аэродромов (2020). Из них 91 федерального значения (2022), 78 международных (2020); 100 аэропортов (2021) имели пассажирооборот более 50 тыс. человек в год. В 1990–2000-е гг. по экономическим (дороговизна топлива, билетов и, как следствие, отсутствие пассажиров, небольшое число рейсов) и административным (решение местных властей) причинам были закрыты аэропорты в Ачинске, Шушенском, Шарыпово (все три – 1990-е гг.), Усть-Илимске (2001; рейсы в Иркутск возобновлены в 2013), Нефтеюганске (2004) и Быково (Москва; 2010).
В 2000–2010-е гг. открыты новые аэропорты, обслуживающие нефтегазовые комплексы и месторождения: Остафьево (2000; к западу от г. Щербинка в Московской области; ныне в Новомосковском административном округе г. Москва; под контролем компании «Газпром авиа»), Варандей (2011; в Заполярном районе Ненецкого автономного округа), Бованенково (2012; в западной части п-ова Ямал; принадлежит «Газпром авиа»), Талакан (2013; в Ленском районе Якутии), Сабетта (2015; в северо-восточной части п-ова Ямал). Кроме них, открыты новые аэропорты в Магасе (2000; Ингушетия), Череповце (2006; владеет компания «Северсталь»), Геленджике (2010; Краснодарский край), Калуге (Грабцево; 2015), Жуковском (2016; Московская область). В 2007 г. после реконструкции начал работу аэропорт Менделеево (о. Кунашир), в 2014 г. – Ясный (о. Итуруп, оба – Сахалинская область). В 2010-е гг. ряд небольших периферийных аэропортов был расконсервирован и открыт для регулярного авиасообщения.
В конце 2010-х гг. ‒ начале 2020-х гг. построены и начали действовать новые аэропорты, заменившие старые, располагавшиеся в городской черте и имевшие низкую пропускную способность: в Ростове-на-Дону (Международный аэропорт Платов; 2017), Саратове (Международный аэропорт Гагарин; 2019), Тобольске (Международный аэропорт имени С. Ремезова; 2021); новые крупные аэровокзальные терминалы в Шереметьево (2009, 2010, 2018, 2020), Внуково (2010–2012), Пулково (2013), Адлере (2010), Красноярске (Емельяново, 2017; Черемшанка, 2018), Симферополе (2018), Хабаровске (2019); новые пассажирские терминалы в аэропортах Минеральные Воды (2011 и 2019), Казань (2012), Самара (2015), Нижний Новгород (2016), Анапа (2017), Пермь (2017), Волгоград (2018), Саранск (2018), Челябинск (2019), Петрозаводск (2020), Череповец (2020), Кемерово (2021), Новый Уренгой (2022), Владикавказ (2022), Новосибирск (2023). С мая по ноябрь 2023 г. закрыт на реконструкцию Международный аэропорт Архангельск (Талаги) имени Ф. А. Абрамова и все рейсы из него переносятся в аэропорт Васьково имени И. И. Черевичного местных авиалиний. На северо-западной окраине Санкт-Петербурга, близ Парголово, предполагалось начать строительство нового бизнес-аэропорта Левашово для компании «Газпром авиа» (концессионное соглашение подписано в 2021; открытие намечено на 2024).
Крупнейшие авиационные узлы и аэропорты (пассажирооборот, млн пассажиров, 2021; 2019): Москва [международные аэропорты Шереметьево имени А. С. Пушкина, Домодедово имени М. В. Ломоносова, Внуково имени А. Н. Туполева и Жуковский (два последних смешанного типа); 73,7; более 101,7], Санкт-Петербург (международный Пулково; 18,04; 19,59), Сочи (международный имени В. И. Севастьянова; 11,08; 6,76), Новосибирск (международный Толмачёво имени А. И. Покрышкина; 6,67; 6,75), Симферополь (международный имени И. К. Айвазовского; 6,83; 5,14), Екатеринбург (международный Кольцово имени А. Н. Демидова; 6,1; 6,23), Краснодар [международный имени Екатерины II (Пашковский); 5,02; 4,63], Уфа (международный имени М. Карима; 3,99; 3,56), Калининград (международный Храброво имени императрицы Елизаветы Петровны; 3,91; 2,37), Казань (международный имени Г. М. Тукая; 3,88; 3,47), Минеральные Воды (международный имени М. Ю. Лермонтова; 3,20; 2,53), Самара (международный Курумоч имени С. П. Королёва; 2,99; 3,00), Анапа (международный Витязево имени В. К. Коккинаки; 2,93; 1,64), Ростов-на-Дону (международный Платов; 2,90; 3,06), Красноярск (международный Емельяново имени Д. А. Хворостовского; 2,69; 2,48), Тюмень (международный Рощино имени Д. И. Менделеева; 2,24; 2,04), Иркутск (международный; 2,08; 2,43), Махачкала (международный Уйташ имени Амет-Хана Султана; 2,03; 1,50), Сургут (международный имени Ф. К. Салманова; 1,84; 1,87), Владивосток [международный имени В. К. Арсеньева (Кневичи); 1,81; 3,08], Челябинск (международный Баландино имени И. В. Курчатова; 1,81; 1,71), Хабаровск [международный имени Г. И. Невельского (Новый); 1,78; 2,19]. Наиболее загруженные внутренние пассажирские авиалинии (тыс. пассажиров в одном направлении, 2017; 2015) из Москвы в города Санкт-Петербург (2291; 1893), Сочи (1778; 1342), Симферополь (1638; 1658), Краснодар (1063; 950), Екатеринбург (957; 825), Ростов-на-Дону (816; 587), Самара (642; 517), Уфа (607; 541), Калининград (595; 503), Новосибирск (572; 579), Минеральные Воды (632 в 2015). В конце февраля 2022 г. временно прекратили работу 11 аэропортов на юге Европейской России (Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь, Элиста).
В 2000–2010-е гг. значительно возросли международные авиаперевозки (млн пассажиров; год): 76,8 в 2021; 48,3 в 2020; 55,1 в 2019; 39,5 в 2015; 46,9 в 2014; 38,6 в 2012; 27,7 в 2010; 11,1 в 2002; 3,5 в 1992. В 2022 г. из-за санкций их объём уменьшился. Поэтому пассажирооборот крупнейших аэропортов России сократился и составил (млн человек, 2022): Шереметьево – 28,422, Домодедово – 21,21, Пулково – 18,14, Внуково – 16,40, Сочи – 13,01, Новосибирск – 7,585, Екатеринбург – 5,84, Уфа – 4,089, Минеральные Воды – 4,086, Казань – 4,018, Калининград – 3,742, Красноярск – 3,092, Самара – 2,907, Иркутск – 2,633, Махачкала – 2,509, Тюмень – 2,342, Владивосток – 2,118, Хабаровск – 1,942, Сургут – 1,930, Пермь – 1,744, Омск – 1,586, Жуковский – 1,39, Волгоград – 1,39, Мурманск – 1,299, Южно-Сахалинск – 1,267, Нижний Новгород – 1,20, Архангельск – 1,1, Новый Уренгой – 1,032, Якутск – 0,986, Саратов – 0,977, Благовещенск – 0,843, Петропавловск-Камчатский – 0,832, Астрахань – 0,830, Владикавказ – 0,797, Грозный – 0,777, Калуга – 0,683, Ижевск – 0,660, Улан-Удэ – 0,629, Барнаул – 0,628, Нижнекамск (Бегишево) – 0,618, Чита – 0,580, Томск – 0,540, Ульяновск – 0,531, Ставрополь – 0,524, Кемерово – 0,499, Оренбург – 0,490, Чебоксары – 0,451, Ханты-Мансийск – 0,430, Новокузнецк – 0,416, Салехард – 0,411, Горно-Алтайск – 0,325, Абакан – 0,318, Ноябрьск – 0,233, Надым – 0,215, Хибины (Апатиты/Кировск) – 0,180, Курган – 0,139, Петрозаводск – 0,108, Кызыл – 0,091, Иваново – 0,070.
В 2011 г. крупнейшими в международном сообщении являлись пассажиропотоки (млн человек) из Москвы в аэропорты: Анталья (2,34; Турция), Хургада (1,20), Шарм-эш-Шейх (0,85; оба – Египет), Барселона (0,57; Испания), Ереван (0,46; Армения), Стамбул (0,46; Турция), Бангкок (0,44; Таиланд), Киев (0,40; Украина), Лондон (0,38, Великобритания), Париж (0,37; Франция). В 2017 г. из-за прекращения полётов в Египет такими были (млн человек) линии из Москвы в аэропорты Анталья (1,02), Ереван (0,60), Ларнака (0,50; Кипр), Тель-Авив (0,40; Израиль), Барселона (0,39), Мюнхен (0,34; Германия), Пхукет (0,30; Таиланд), Нью-Йорк (0,28; США), Прага (0,27; Чехия), Бангкок (0,26), Милан (0,26; Италия), Лондон (0,26), Париж (0,25), Дюссельдорф (0,24; Германия), Минск (0,24, Республика Беларусь), Шанхай (0,23), Пекин (0,22; оба – Китай), Дубай (0,21; ОАЭ), Тиват (0,21; Черногория). В 2022 г. пассажиропотоки в ряд этих международных аэропортов значительно сократились или прекратились совсем; сохранились пассажиропотоки в аэропорты Турции (Анталья, Стамбул, Бодрум, Даламан), Армении (Ереван, Гюмри), Казахстана (Астана, Алматы), Киргизии (Бишкек, Ош), Узбекистана (Ташкент, Наманган), ОАЭ (Дубай), Израиля (имени Бен-Гуриона), Египта (Шарм-эш-Шейх, Хургада), Таиланда (Бангкок, Пхукет).
Важное значение в районах Крайнего Севера (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, север Красноярского края, Якутия, Магаданская область, Камчатский край, Курильские о-ва в Сахалинской области) и горных районах (Алтай, Саяны, Кавказ) имеет вертолётное сообщение, которое позволяет обслуживать слабо заселённые районы и населённые пункты с небольшим числом жителей, не имеющие надёжного круглогодичного сухопутного и водного сообщения с ближайшими региональными и районными центрами. Оно используется преимущественно там, где по тем или иным причинам нет взлётно-посадочных полос для самолётов или людность поселений настолько мала, что сооружение в них аэродромов не имеет экономического смысла, а также для доставки вахт в центры добычи полезных ископаемых.
Крупнейшие грузовые авиаперевозчики (тыс. т, 2021; 2019) – компании AirBridge Cargo (638,9; 541,0), «Аэрофлот» (187,2; 217,8), «Сибирь» (77,2; 42,8), «Авиастар-ТУ» (66,0; 31,4), «Победа» (64,96; 54,4), «АТРАН» (58,8; 36,1). Крупнейшие по грузообороту аэропорты (тыс. т, 2021; 2019): Шереметьево (401,7; 329,8), Домодедово (81,7; 105,9), Внуково (57,4; 48,9; все три – Москва), Кневичи (Владивосток; 29,8; 21,4), Толмачёво (Новосибирск; 28,1; 26,6), Хабаровск (24,4; 19,4), Алыкель (международный имени Н. Н. Урванцева; Норильск; 20,9; 11,9), Пулково (Санкт-Петербург; 19,6; 27,4), Емельяново (Красноярск; 16,6; 15,4), Елизово (международный имени В. Беринга; Петропавловск-Камчатский; 14,3; 10,3), Кольцово (Екатеринбург; 13,9; 17,2), Сокол (международный имени В. С. Высоцкого; Магадан; 10,3; 7,8), Хомутово (международный имени А. П. Чехова; Южно-Сахалинск; 9,8; 10,3), Якутск (международный имени П. Ойунского; 8,8; 9,1), Иркутск (международный; 8,6; 8,8), Храброво (Калининград; 7,2; 6,9), Мирный (5,4; 7,1).