Россия. География транспорта. Автомобильный транспорт
Автомоби́льный тра́нспорт Росси́и, основной вид внутрирегионального транспорта России. В 2000–2010-х гг. страна испытала бум автомобилизации – число автомобилей (млн ед.) увеличилось с 30,8 в 2005 г. до 55,84 в 2019 г. и 57,81 в 2021 г. В структуре автомобильного парка доминируют легковые машины – 50 304 тыс. (2021; 48 430 тыс. в 2019), грузовых насчитывается 6644 тыс. (6540 тыс. в 2019), автобусов – 844 тыс. (869 тыс. в 2019). На июль 2022 г. в России зарегистрировано 18,7 тыс. электромобилей, в том числе в Москве – 2,8 тыс., Приморском крае – 1,7 тыс., Иркутской области – 1,6 тыс., Краснодарском крае – 1,3 тыс., Московской области – 1 тыс.
Средний уровень автомобилизации в стране – 328 легковых автомобилей на 1 тыс. жителей (2021). Максимальный уровень отмечается в Камчатском (528) и Приморском (472) краях, Адыгее (442), Волгоградской (432) и Свердловской областях (429), Хакасии (428), Тверской (406) и Нижегородской (405) областях; минимальный – в Республике Крым (218), Дагестане (209), Ненецком автономном округе (208), Карачаево-Черкесии (207), Чечне (188), Ингушетии (181), Тыве (170) и Чукотском автономном округе (111).
В 2021 г. на автомобильных дорогах общего пользования располагалось 29 704 (29 783 в 2019) АЗС, в том числе 7559 многотопливных (8272 в 2019), 403 газонаполнительных компрессорных (АГНКС) (332 в 2019), 3308 газозаправочных (АГЗС) (3460 в 2019), 208 электрозаправочных (ЭЗС) (56 в 2019).
Общая протяжённость автомобильных дорог (тыс. км, 2021) 1733 (1706 в 2019), в том числе общего пользования 1566 (1542 в 2019), из них 64 федерального (57 в 2019), 503 регионального и межмуниципального (508 в 2019), 999 местного значения (977 в 2019), а также 167 необщего пользования (163 в 2019). Удельный вес дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования – 70,7 % (2021; 70,6 % в 2019). Наибольшая доля дорог с твёрдым покрытием в субъектах Центрального и Северо-Кавказского экономических районов. Наименьшую долю дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости всех дорог общего пользования (в %, 2021) имеют Костромская (60), Тверская (60), Вологодская (59), Астраханская (59), Омская (59), Сахалинская (59) области, Мордовия (58), Орловская (58), Курганская (58), Ярославская (55), Кировская (55), Тамбовская (53), Волгоградская (44), Самарская (44) области, Чукотский автономный округ, Тыва и Якутия (все – по 41); самую высокую (более 90 %) – Магаданская область (96), Камчатский край (95), Мурманская область (94), Ямало-Ненецкий автономный округ (93), Адыгея (93), Башкортостан (92), Белгородская область (92). До сих пор некоторые регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири отрезаны от соседей из-за отсутствия прямых соединительных дорог (около 39 тыс. населённых пунктов с общим населением 10 млн человек, 2019, не имеют связи по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием и оказываются оторванными от внешнего мира в период распутицы).
Эксплуатационная длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием (тыс. км) постоянно возрастает (1095 в 2013; 1154 в 2015; 1188 в 2018; 1198 в 2019; 1212 в 2021). Из общей протяжённости сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием (тыс. км, 2021) на дороги общего пользования приходятся 1108 (в том числе 64 федерального, 466 регионального и межмуниципального, 578 местного значения), необщего пользования 105. На Европейскую часть страны приходится около 74 % длины автомобильных дорог с твёрдым покрытием, на Сибирь и Дальний Восток – около 26 %. Наиболее протяжённой сетью автомобильных дорог обладают Центральный (253 тыс. км), Уральский (201 тыс. км), Северо-Кавказский (193 тыс. км) и Поволжский (190 тыс. км) экономические районы; на эти 4 экономических района, занимающих около 13 % территории страны, приходится чуть более 53 % длины автомобильных дорог с твёрдым покрытием.
Средняя плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием 65 км на 1 тыс. км2 (2021). Самая высокая плотность (км на 1 тыс. км2, 2021) – в Центре и на Юге Европейской части России: Ингушетии (883), Московской (811) и Белгородской (743) областях, Чечне (649), Кабардино-Балкарии (646), Адыгее (577), Липецкой области (559), Калининградской области (526), Крыму (501), Краснодарском крае (485), Татарстане (466), Чувашии (452); по мере удаления на север и восток значения плотности резко убывают. Она значительно ниже (от 200 до 50 км на 1 тыс. км2) в негусто заселённых субъектах Европейской части, таких как Новгородская (204), Саратовская (175), Оренбургская (167), Волгоградская (151) области, Пермский край (142), Костромская (139), Свердловская (131), Вологодская (117), Кировская (115), Астраханская (84) области, Калмыкия (51), и Азиатской части: в Алтайском крае (202), Кемеровской (180), Курганской (135), Новосибирской (116), Омской (101) областях, Хакасии (94), Приморском крае (93), Тюменской области (91), Еврейской автономной области (71). Низкая плотность характерна для северных субъектов Европейской части (15–50): Карелии (47), Архангельской (30) и Мурманской (24) областей, Коми (17), а также для восточных слабо заселённых и сильно отдалённых районов страны, таких как Республика Алтай (50), Забайкальский край (35), Сахалинская (33) и Иркутская (32) области, Бурятия (27), Томская область (25), Тыва (22). Минимальные значения плотности автодорог с твёрдым покрытием свойственны для регионов Крайнего Севера (менее 15): Ханты-Мансийского автономного округа (12), Красноярского и Хабаровского краёв (оба по 12), Магаданской области (6), Камчатского края (5), Якутии (4), Ямало-Ненецкого (4), Ненецкого (2) и Чукотского (1) автономных округов.
В отличие от сети железных дорог, сеть магистральных автомобильных дорог имеет в основном радиальный характер, почти все важнейшие автомобильные дороги расходятся веером от Москвы и Санкт-Петербурга (важнейшие из них – именные и имеют статус автомобильных дорог общего пользования федерального значения); шоссе широтного или субширотного направления мало. Основные радиальные автомобильные магистрали Европейской части России – шоссе, расходящиеся от Москвы к городам:
Санкт-Петербург (автодорога общего пользования федерального значения – М-10 «Россия», проходит через Тверь и Великий Новгород; в 2010-х гг. построен дублёр – скоростная платная автомагистраль М-11 «Нева»; её продолжением является автодорога Р-21 «Кола», связавшая Санкт-Петербург с Петрозаводском, Мурманском, Печенгой и границей с Норвегией);
Великие Луки (М-9 «Балтия»; через Волоколамск и Ржев, далее до границы с Латвией);
Брянск (М-3 «Украина»; через Калугу, до границы с Украиной);
Белгород (М-2 «Крым»; через Тулу, Орёл и Курск, до границы с Украиной);
Ростов-на-Дону (М-4 «Дон»; через Воронеж, далее идёт через Ростов-на-Дону, Краснодар и Джубгу до Новороссийска; от неё отходит автодорога Р-22 «Каспий» – на Тамбов, Волгоград и Астрахань, с ответвлениями на Саратов и Элисту, и автодорога Р-217 «Кавказ» – на Владикавказ, Грозный и Махачкалу, до границы с Азербайджаном);
Вологда (М-8 «Холмогоры»; через Ярославль, идёт до Архангельска).
Главная широтная автомобильная магистраль – Смоленск – Москва (на участке от Москвы до границы с Белоруссией автодорога М-1 «Беларусь») – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа (М-7 «Волга») и её продолжение Казань – Пермь (М-7) – Екатеринбург (Р-242), которую с юга дублирует шоссе Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск (М-5 «Урал»). Строится скоростная трасса М-12 Москва – Арзамас – Казань – Екатеринбург (дублёр М-7) общей длиной 811 км, в сентябре 2023 г. открыт участок Москва – Арзамас (415,5 км), в декабре 2023 г. откроется участок до Казани. От Челябинска по югу Сибири через Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск и Читу до Хабаровска проходит Московский тракт (участок от Челябинска до Новосибирска – автодорога Р-254 «Иртыш», от Новосибирска до Иркутска – Р-255 «Сибирь», от Иркутска до Читы – Р-258 «Байкал» и от Читы до Хабаровска – Р-297 «Амур»). Относительно хорошо развита сеть местных автомобильных дорог в Северно-Кавказском экономическом районе, Московской, Тульской, Ленинградской, Калининградской областях, а также на юге Приморского края.
В Европейской части страны в начале 2000-х гг. проложены новые автомагистрали Кострома – Киров – Пермь – Екатеринбург (Р-243), Урень – Шарья – Никольск – Котлас. В 2008 г. открыто движение по автодороге Архангельск – Пинега – Кулой – Мезень вместо прежнего зимника. В 2010-х гг. сооружены новые дороги в Калининградской области (Приморское кольцо), в районе Сочи, Санкт-Петербурга (Западный скоростной диаметр, подъезд к порту Усть-Луга), Бор – Нижний Новгород с новым мостом через Волгу, от Ростова-на-Дону к аэропорту Платов. Реконструированы участки дорог разных категорий и направлений, включая международные А-180 «Нарва» и А-181 «Скандинавия» от Санкт-Петербурга, М-9 «Балтия» (Москва – Рига), М-29 «Кавказ» (Краснодар – Махачкала – Баку). В 2014 г. завершена реконструкция Рокского тоннеля на Транскавказской автомагистрали в Южную Осетию. Строятся дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар, Сыктывкар – Кудымкар – Пермь, А-121 «Сортавала» по Карельскому перешейку. В 2018 г. закончено строительство автодорожной части Крымского моста (п-ов Таманский – Керчь), в 2020 г. – скоростной автомагистрали А-291 «Таврида» (Керчь – Симферополь – Севастополь; 258 км). В 2010–2020-х гг. сооружены кольцевые скоростные автомагистрали вокруг крупнейших городских агломераций, в том числе Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской области (2021; 2-я очередь будет достроена к 2029; 530 км) и Кольцевая автомобильная дорога (КАД-1) вокруг Санкт-Петербурга (южная кольцевая дорога). На новой дороге М-11 Москва – Санкт-Петербург (669 км) открыты обходы Химок и Вышнего Волочка (2014), Торжка (2017), Клина и Солнечногорска, участки в Тверской и Новгородской областях (2018); последний участок под Санкт-Петербургом завершён в 2019 г., северный обход Твери будет готов к 2024 г. В 2018–2019 гг. начались строительство дорог Усть-Луга – Тихвин, Стерлитамак – Магнитогорск, реконструкция трасс Новороссийск – порт Тамань – порт Кавказ – Керчь, Краснодар – Тамань, Р-21 «Кола» (до порта Лавна западнее Мурманска), Р-217 «Кавказ». Ведутся работы по реконструкции автомагистралей М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина» под стандарты скоростной автострады (автомагистрали, не имеющей пересечения с другими автодорогами в одном уровне, с раздельными полосами движения туда и обратно). Строится скоростная автомагистраль Москва – Нижний Новгород – Казань (платный дублёр М-7; открытие намечено в 2023) с дальнейшим продлением до Екатеринбурга (2024), которая станет частью коридора Европа – Западный Китай. На 2020-е гг. намечено создание новых скоростных автострад Ижевск – Пермь, Сочи – Новороссийск, КАД-2 вокруг Санкт-Петербурга. Начато строительство автомагистрали «Меридиан» из Белоруссии через Смоленскую, Липецкую, Саратовскую, Оренбургскую области в Казахстан. Во 2-й половине 2020-х гг. намечено сооружение Юго-Западной автодорожной хорды (Екатеринбург – Дюртюли – Самара – Тольятти – Саратов – Волгоград – Краснодар). До 2024 г. должны быть сооружены западный автодорожный обход Ростова-на-Дону, обходы Екатеринбурга и Тольятти (с мостом через Волгу в районе Климовки), западный обход Краснодара, обход Аксая.
В Азиатской части в 2000–2020-х гг. проложены новые автодороги: Пермь – Серов – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Нижневартовск – Томск (не достроен участок Стрежевой – Каргасок), объездная кольцевая дорога вокруг Тюмени, Салехард – Аксарка – Надым – Старый Надым, Новый Уренгой – Коротчаево, Кемерово – Ленинск-Кузнецкий – Прокопьевск – Новокузнецк, Горно-Алтайск – Турочак – Таштагол, Богучаны – Кодинск, Бодайбо – Таксимо, Р-297 «Амур» (Чита – Хабаровск), Советская Гавань – Ванино – Лидога – Хабаровск с подъездом к Комсомольску-на-Амуре, Владивосток – Находка – порт Восточный, Владивосток – о. Русский; реконструированы дороги: Сургут – Нижневартовск, Сургут – Когалым, Сургут – Лянтор, Тюмень – Ханты-Мансийск, Нефтеюганск – Сургут, Ханты-Мансийск – Горноправдинск, Красноярск – Енисейск. В начале 2020-х гг. велись работы по реконструкции участков дорог М-5 «Урал», А-370 «Уссури», Р-255 «Сибирь»; сооружению обходов Кемерова, Мариинска (открыт в 2020), Канска, Усолья-Сибирского; по строительству дорог Комсомольск-на-Амуре – Берёзовый – Амгунь – Могды – Чегдомын, Чегдомын – Новый Ургал, Селихино – Николаевск-на-Амуре, Омсукчан – Омолон – Илирней – Паляваам – Валунистое – Анадырь с ответвлениями до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Намечено построить дороги Сургут – Салехард, Таштагол – Большой Ортон – Абакан с ответвлением к Междуреченску, Казачинское – Киренск, Усть-Кут – Верхнемарково – Непа – Преображенка – Мирный, Певек – Комсомольский – Билибино, Палатка – Кулу – Нексикан; полностью покрыть асфальтом автодорогу А-360 «Лена» (Невер – Якутск), реконструировать дорогу Р-504 «Колыма» (Якутск – Хандыга – Сеймчан – Магадан).
В 2000–2010-х гг. проложены скоростные автострады, протяжённость которых составляет около 6,1 тыс. км (2021). К ним относятся почти полностью автодороги М-4 (Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Горячий Ключ) и М-11 (Москва – Санкт-Петербург); отдельные участки радиальных магистралей, выходящих из Москвы: М-1 (до Голицыно), М-2 (до западной окраины Тулы), М-3 (до Апрелевки), М-5 (участки Михайловская Слобода – Старниково, обход Коломны), М-8 (до границы с Ярославской областью), М-9 (Новорижское шоссе до Волоколамска), А-105 (до аэропорта Домодедово), МКАД, ЦКАД. В Центральной России есть отдельные участки скоростных автомагистралей: Шалаево – Ярославль (М-8), южный обход Владимира (М-7), Дзержинск – Нижний Новгород (М-7), Нижний Новгород – выезд в сторону Кстово и юго-западный объезд Нижнего Новгорода; северный объезд Липецка; Мичуринск – Тамбов; отдельные участки в районе Пензы; М-2 на территории Белгородской области (от Обояни с западным объездом Белгорода до Журавлёвки). На Северо-Западе Европейской части России к ним относятся фрагменты пригородных автомагистралей, выходящих из Санкт-Петербурга (Р-21 до Путилово, А-121 до Васкелово, А-181 на Карельском перешейке, КАД), а также в Калининградской области (Калининград – Гвардейск – Знаменск – развилка на Советск, Калининград – Храброво – Светлогорск). На Северном Кавказе скоростными автомагистралями являются: Кропоткин – Армавир (Р-217), Вышестеблиевская – Тамань – Крымский мост (А-290), Белореченск – Майкоп (А-160), Ставрополь – Кочубеевское (Р-216), Минеральные Воды – Ессентуки, Баксан – Нальчик, выезды из Владикавказа, Грозный – Аргун – Гудермес (Р-217), отдельные участки в Сочи (в том числе Сочинская кольцевая, 2001–2009); в Крыму – А-291 «Таврида» (Крымский мост – Белогорск – Симферополь – Севастополь).
В Поволжье скоростными являются следующие участки автодорог: западный подход М-7 к Чебоксарам и фрагмент Чебоксары – Новочебоксарск, кольцевой объезд и выезды из Казани (М-7 и Р-239), Елабуга – Набережные Челны (М-7), Тольятти – Самара (М-5), северо-восточный объезд Саратова, участок Р-22 Самофаловка – Волгоград. Скоростные автомагистрали на Урале: объезд Перми, дороги Екатеринбург – аэропорт Кольцово, Екатеринбург – Челябинск (М-5), Челябинск – Бишкиль (М-5), Челябинск – Еманжелинск (А-310), объезд Оренбурга, Оренбург – Дедуровка (А-305), Языково – Уфа (М-5) – Стерлитамак (Р-240).
В Сибири скоростных автомагистралей крайне мало: объездная дорога вокруг Тюмени, Новосибирск – Мошково (Р-255), Новосибирск – Бердск (Р-256), Кемерово – Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк, Абакан – Черногорск, Ангарск – Иркутск, а на юге Дальнего Востока лишь объезды крупных городов – Хабаровска и Владивостока.
Автострады М-11 и Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, а также вводимая в эксплуатацию М-12 целиком платные; действуют платные участки на магистралях М-3 «Украина» и М-4 «Дон».
В районах Крайнего Севера (особенно в отдалённых, разбросанных по тайге и тундре) большое значение для транспортного сообщения в зимнее время играют автозимники, часть которых прокладывается по льду замёрзших рек путём укатывания снега. По ним с октября-ноября по март-апрель осуществляется «северный завоз» грузов. Самую большую протяжённость зимников в России имеют Якутия (94 автозимника протяжённостью 10 927 км) и Красноярский край (8738 км). Основные автозимники Якутии: по реке Лена от Усть-Кута через Киренск и Витим до Ленска; Большой Хатыми – Дикимдя, Мирный – Тас-Юрях – Непа – Верхнемарково, Ленск – Хамра, Удачный – Оленёк – Саскылах – Урюнг-Хая, Бердигестях – Вилюйск – Нюрба – Сунтар по реке Вилюй, Вилюйск – Кирово – Бестях – Баханай – Жиганск, Тикси – Найба – граница Усть-Янского района, Якутск – Нижний Бестях по реке Лена, Амга – Эльдикан, по реке Алдан от Усть-Мая через Эльдикан – Джебарики-Хая до Хандыги, Усть-Мая – Ыныкчан – Югорёнок, Усть-Нера – Русское Устье Аллаиховского района, Янский зимник по реке Яна (Тополиное – Батагай – Усть-Куйга – Нижнеянск, Усть-Куйга – Казачье – Кресты), Усть-Куйга – Депутатский – Белая Гора, Батагай – Верхоянск – Батагай-Алыта, Среднеколымск – Эбях – Алеко-Кюель, Среднеколымск – Берёзовка, Среднеколымск – Хатынгнах, Саналаах – Сяпякино, Эчичей – Острог – Сватай – Эбях, Колымский по реке Колыма (Усть-Нера – Хонуу – Сасыр – Угольное – Зырянка – Среднеколымск – Аргахтах – Андрюшкино – Черский, Зелёный Мыс – Билибино).
В северной части Красноярского края автозимники проходят по следующим трассам: нефтеналивной терминал Бухта Север на Таймыре – порт Диксон и Пайяхское нефтяное месторождение – нефтеналивной терминал Бухта Север, в Ванкорском нефтяном кластере (между Ванкорским, Тагульским и Сузунским месторождениями), Ванавара – Кислокан, Тура – Стрелка-Чуня – Юкта – Байкит – граница Кежемского района через реки Суринда – Нижняя Чунка – Нижняя Тунгуска – Нидын – Чамбэ, Тура – Ванавара – граница Кежемского района через реки Подкаменная Тунгуска – Чаба, Байкит – граница Богучанского района через реки Камо – Тохомо, Северо-Енисейский – Юрпять через реку Тохомо, а также небольшие зимники в Балахтинском (Черёмушки – Тюлюпта, Черёмушки – Тюлюпта – Берёзовая), Бирилюсском (Маталассы – Никифоровка, Промбор – Проточное), Енисейском (Усть-Кемь – Новоназимово, Ялань – Маковское), Кежемском (Тагара – Таёжный, Новая Недокура – граница с Иркутской областью), Богучанском (Тагара – Яркино), Иланском (Ельники – Харьюзовка), Казачинском (Момотово – Захаровка), Тасеевском (Кирсантьево – Машуковка), Уярском (Никольское – Речка, Роща – Пинчино) районах.
Автозимники расположены также на северо-востоке Архангельской области: Ижма – Верхняя Золотица – Майда, Куя – Кепино – Каменка, Пиринемь – Широкое – Чуласа, Пинега – Чакола – Веегора (Пинежский район), Зубово – Вожгора – Лебское (Лешуконский район), Карпогоры – Веегора – Лешуконское (Пинежский и Лешуконский районы), Лешуконское – Олема – Кеба (Лешуконский район); в Ненецком автономном округе: Мезень – Несь – Вижас – Снопа – Нижняя и Верхняя Пеша, Бычье – Вижас, Харьяга – Нарьян-Мар, Нарьян-Мар – Тельвиска, Инта – Харута, Воркута – Каратайка, Усинск – Хорей-Вер; Ямало-Ненецком автономном округе: Аксарка – Белоярск, Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале, Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги, Коротчаево – Красноселькуп, Коротчаево – Пуровск – Пурпе; Ханты-Мансийском автономном округе: Агириш – Няксимволь – Хулимсунт – Сартынья – Берёзово, Хурумпауль – Берёзово, Игрим – Светлый, Белогорье – Луговской – Троица, Ханты-Мансийск – Талинка – Белогорье; на севере Томской области: Парбиг – Кедровый, Александровское – Стрежевой, Каргасок – Стрежевой, Александровское – Лукашкин Яр, Лукашкин Яр – Назино; в Иркутской области: по реке Лена от Жигалово до Усть-Кута и от Верхнемарково до Киренска и далее до Ленска и Якутска, Верхнемарково – Бур – Непа – Тас-Юрях (Якутия; 836 км) по трассе федеральной дороги «Вилюй», от примыкания к федеральной дороге «Вилюй» севернее Непа – Преображенка – Оськино – Ербогачён (Катангский район; 220 км), Тетея – Ербогачён – Хамакар – Наканно – Инаригда, по реке Витим на участке Мусковит – Мамакан (45 км); на севере Забайкальского края (Тупик – Удокан); в Магаданской области: Омсукчан – Омолон, Омсукчан – Кубака – Эвенск, Эвенск – Гижига; в Чукотском автономном округе: Омолон – Весенний – Билибино, Певек – Рыткучи – Билибино, Певек – о. Айон (120 км) по льду залива Чаунская губа замерзшего Восточно-Сибирского моря, Певек – Купол, Комсомольский – Полярный – Мыс Шмидта – Иультин – Эгвекинот, Паляваам – Валунистое – Анадырь, Ламутское – Марково – Снежное – Усть-Белая – Краснено – Анадырь, Беринговский – Хатырка; на севере Камчатского (Эссо – Тигиль – Палана, Таловка – Манилы – Каменское – Слаутное – Марково) и Хабаровского (Берёзовый – Тугур – Чумикан – Аян – Нелькан – Ципанда – Аим – Югорёнок, Селихино – Николаевск-на-Амуре) краёв.
Всего в 2021 г. было перевезено 5491 млн т грузов (5544 млн т в 2018). Основные виды перевозимых грузов: строительные материалы, лесные грузы, продукция агропромышленного комплекса, нефтепродукты, руды чёрных и цветных металлов, уголь. Крупнейшие отправители грузов (млн т, 2021): в Европейской части страны – Краснодарский край (68,8), Татарстан (59,7), Москва (52,7), Московская (52,5), Ростовская (48,9) области, Башкортостан (45,4), Воронежская (40,0), Санкт-Петербург (39,4), Белгородская (35,1), Архангельская (34,8) области; в Азиатской части – Ханты-Мансийский автономный округ (94,3), Красноярский край (78,5), Свердловская (43,0), Иркутская (34,2), Челябинская (28,5), Тюменская (26,8) области, Хабаровский край (25,4), Кемеровская область (23,5), Алтайский край (22,6).
Автобусами перевезено 5780 млн человек (2021; 6396 в 2019), в том числе городскими – 4653 млн (5236 в 2019), пригородными – 1049 млн (1057 в 2019), междугородними – 78 млн (101 в 2019) человек. Число сельских населённых пунктов, обслуживаемых автобусами в пригородном и междугороднем сообщении, составило 83 тыс. (2021; 85,9 в 2019), число автобусных маршрутов в сельской местности 21 тыс. (2021; 21,9 в 2019). На долю внутригородского сообщения приходится 80 % общего числа пассажиров, пригородного сообщения – 18 %, междугороднего (включая международное) сообщения – 2 % (2021). Наиболее крупные отправители пассажиров (млн человек, 2021) в Европейской части страны: Московская область (621), Башкортостан (298), Ростовская (262), Нижегородская (224) области, Краснодарский (223), Пермский (221) края, Татарстан (221), Свердловская (193), Воронежская (122), Самарская (119) области, Крым (114), Саратовская (111), Ярославская (109), Тверская (104) области; в Азиатской части – Красноярский край (183), Новосибирская (178), Кемеровская (176), Тюменская (154), Омская (152) области, Алтайский край (96), Иркутская область (95), Приморский край (73).