Россия. География транспорта. Рекреационный транспорт
Рекреацио́нный тра́нспорт Росси́и, особый вид транспорта, включающий транспортные сооружения, предназначенные для перевозки отдыхающих, туристов и спортсменов. К ним относятся пассажирские подвесные канатные дороги (горные, туристские, курортного назначения, спортивные подъёмники, бугели), фуникулёры (в том числе в санаториях и домах отдыха), музейные железные дороги, детские железные дороги, подземные железные дороги в пещерах, прогулочный и туристский водный и воздушный транспорт.
Из двух первых ведомственных фуникулёров в Сочи для перевозки отдыхающих от санатория вниз, к морским пляжам, и обратно действует лишь один (в санатории «Сочинский»; 1934; длина 395 м). Фуникулёр санатория имени С. Орджоникидзе (как и сам санаторий) был закрыт в 2010 г. В 2010 г. в стране насчитывалось около 400 прогулочных и парковых канатных дорог, в том числе в Европейской части России они действовали в 108 туристических центрах, в Азиатской части России – в 49. Подвесные канатные пассажирские дороги функционируют в курортных местностях и горных районах Северного Кавказа (Кисловодск, Пятигорск, Домбай, Сочи, Геленджик, Нальчик, Приэльбрусье), Хибин (две на склонах горы Айкуайвенчорр близ г. Кировск длиной 1,5 км и 1,0 км; три в г. Мончегорск длиной 1,5, 1,2 и 0,3 км), Крыма [в том числе линия Мисхор – Ай-Петри; самая протяжённая (3,0 км) и наиболее крутая (перепад высот между нижней и верхней станциями 1066 м)], Урала (горнолыжный курорт Абзаково в районе озера Банное близ Магнитогорска, 2017; Солнечная Долина близ Миасса, Губаха, Миньяр), Алтая (Белокуриха, Горно-Алтайск, к озеру Манжерок), Горной Шории (Таштагол, Шерегеш, Междуреченск), а также в Южно-Сахалинске (на горе Красная в горнолыжном комплексе «Горный воздух»; 2008), Светлогорске (1983; между железнодорожной станцией и пляжем), Красноярске (фанпарк «Бобровый лог» в заповеднике Ближние Столбы), Оренбурге (над рекой Урал; 2005), Листвянке (Иркутская область; горнолыжный комплекс «Истлэнд»), Адыгее («Даховская поляна» – вершина хребта Уна-Коз; 2016), вблизи Ульяновска (на горнолыжном комплексе «Ундоры»), в Ханты-Мансийске (на горнолыжном комплексе «Хвойный урман»), Дудинке (на горнолыжном комплексе «Кайа»; 2018), близ посёлка Черёмушки в Хакасии (на горнолыжном комплексе «Черёмуховый лог»; 2018). Работают канатные дороги также на лыжных трамплинах и спусках на берегу реки Белая в Уфе, в окрестностях Москвы (Балашиха, Яхрома, курорт Сорочаны в Дмитровском городском округе) и Санкт-Петербурга (бугельные подъёмники в Охта-парке). В 2018 г. открыта Московская канатная дорога (длина 720 м) между Лужниками и Воробьёвыми горами.
В начале 2020-х гг. построены новые туристические подвесные канатные дороги: «Вероника» на курорте Роза Хутор (Сочи; 2 км; 2020), на горнолыжном курорте Холдоми (близ посёлка Солнечный в окрестностях Комсомольска-на-Амуре; 2021), на курорте Архыз (2021), в Красноярске к спортивному кластеру «Николаевская сопка» (2021), на горнолыжном курорте Манжерок (Горный Алтай; 1 км; 2022), на курорте Горячий Ключ (Краснодарский край; 770 м; 2022). Ведётся сооружение или составлены проекты новых подвесных пассажирских канатных дорог в Домбае (2023), Алдане (Якутия; на горнолыжной базе; проект 2019), на горнолыжном курорте Шерегеш (Кемеровская область; 1,4 км; 2023; открытие в 2024), на горнолыжном комплексе «Эссо» (Быстринский район, Камчатский край; декабрь 2022), новая в Абзаково (1412 м), горнолыжном курорте Ведучи (Чеченская Республика; вторая линия 4,4 км к 2025), горнолыжном комплексе «Уктус» в Екатеринбурге (597,6 м; проект 2021), горнолыжном комплексе «Хехцир» (в 10 км от Хабаровска; 1174 м; проект 2022), в Петропавловске-Камчатском (на сопку Мишенная; 2024), Листвянка – порт Байкал над Ангарой (проект 2019–2022).
Музейные железные дороги с паровозами действуют в Переславле-Залесском (музей паровозов «Кукушка»), пригороде Санкт-Петербурга (станция «Шушары»). Работают 26 детских железных дорог (с шириной колеи 750 мм; протяжённость в км) в городах: Свободный Амурской области [Малая Забайкальская (Амурская); 1940; 11,5], Санкт-Петербург (Малая Октябрьская; 1948 – Северная трасса 2,1, 2011 – Южная трасса; общая длина 10,8), Челябинск (Малая Южно-Уральская; 1949; 5,8), Оренбург (1953; 5,7), Ярославль (1970; 5,7), в посёлке городского типа Кратово Московской области (1937; 5,0), в городах Ростов-на-Дону (1940; 3,97; реконструирована и открыта вновь в 2022), Нижний Новгород (1939; 4,1), Иркутск (1939; 4,15), Чита [Малая Забайкальская (Читинская); 1971; 3,8], Тюмень (1969; 3,8), Волгоград (1948; 3,1), Новомосковск (1953; 2,7), Владикавказ (Владикавказская детская железная дорога, 1967; 2,7), Пенза (1985; 2,5), Хабаровск (1958; 2,5), Екатеринбург (1960; 3,1), Южно-Сахалинск (1954; 2,2), Уфа (1953; 1,8), Лиски (1989; 1,6), Курган (1989; 1,5), Красноярск (1936; старейшая в России; 1,3 км), Донецке (1972; 2,1). В 2000-е гг. открыты новые детские железные дороги в Новосибирске (Малая Западно-Сибирская; 2005; 5,3 км), Казани (2007; 4,3 км) и Кемерово (2007; 3,8 км). В 2023–2026 гг. планируется проложить первую детскую железную дорогу в Перми (4 км).
Осуществляется движение речных судов по многим туристическим маршрутам Волжского бассейна. Развивается морской туризм. Во многих городах, расположенных на крупных реках или морском побережье, в летнюю навигацию организуются экскурсионные и туристические рейсы в пределах города и пригородов (Москва, Санкт-Петербург, города на Волге и Каме, Сочи, Туапсе, Геленджик, Ялта, Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск и др.).