Россия. География транспорта. Морской транспорт
Морско́й тра́нспорт Росси́и, один из главных видов транспорта страны на дальние расстояния.
Всего в России насчитывается 2704 морских судна (2021; 2726 в 2019; 2718 в 2017; 2779 в 2010; 3574 в 2005), в том числе рыболовных – 825 (2021; 832 в 2019), для перевозки генеральных грузов – 560 (541 в 2019), нефтеналивных и нефтерудовозов – 409 (428 в 2019), буксиров – 360 (369 в 2019), научно-исследовательских – 62 (68 в 2019), пассажирских – 38 (37 в 2019), грузопассажирских – 9 (12 в 2019), ледоколов – 33 (32 в 2019).
Грузооборот всех морских портов России составил 841,5 млн т (2022; 835,2 в 2021; 820,8 в 2020; 840,3 в 2019; 786,97 в 2017; 721,9 в 2016), из них на Азово-Черноморский бассейн приходится 263,6 (2022; 256,8 в 2021; 244,0 в 2016), Балтийский бассейн – 245,5 (2022; 252,8 в 2021; 236,6 в 2016), Дальневосточный бассейн – 227,8 (2022; 224,3 в 2021; 185,6 в 2016), Арктический бассейн – 98,5 (2022; 94,3 в 2021; 49,7 в 2016), Каспийский бассейн – 6,0 млн т (2022; 7,0 в 2021; 6,0 в 2016). В таблице 1 показан грузооборот наиболее крупных портов России, ранжированных по грузообороту 2019 г. Доминируют экспортные грузы – 660,9 млн т (2021; 605,8 млн в 2017), каботажные составляют 69,5 млн т (2021; 86,1 млн в 2017), транзитные – 64,2 млн т в (2021; 58,3 млн в 2017), импортные – всего 40,5 млн т (2021; 36,2 млн в 2017). Среди грузов, обработанных в российских портах (млн т, 2021), преобладают наливные – 422,4 (413,2 в 2017), в том числе сырая нефть – 238,1 (252,3 в 2017), нефтепродукты – 146,7 (141,6 в 2017), сжиженный природный газ (СПГ) – 32,3, пищевые грузы – 4,2 (3,4 в 2017); сухие навалочные – 412,8 (324,9 в 2017), в том числе уголь – 202,7 (154,6 в 2017), зерно – 42,4 (47,9 в 2017), чёрные металлы – 29,0 (28,3 в 2017), минеральные удобрения – 19,3 (17,7 в 2017), руды – 11,9 (7,6 в 2017) и др.; контейнерные – 61,2 (48,3 в 2017).
Порт | 2012 | 2015 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Балтийский бассейн | 207,2 | 230,7 | 256,44 | 241,5 | 252,8 | 245,6 |
Усть-Луга | 46,786 | 87,868 | 103,852 | 102,602 | 109,337 | 124,1 |
Приморск | 74,769 | 59,606 | 61,024 | 49,302 | 52,999 | 57,1 |
Санкт-Петербург | 57,814 | 51,514 | 59,880 | 59,884 | 62,031 | 38,8 |
Высоцк | 13,634 | 17,484 | 19,403 | 18,584 | 16,862 | 16,0 |
Калининград | 12,720 | 12,685 | 11,064 | 10,433 | 10,648 | – |
Выборг | 1,462 | 1,558 | 1,216 | 0,677 | 1,083 | – |
Арктический бассейн | 38,7 | 35,0 | 104,82 | 96,0 | 94,3 | 98,5 |
Мурманск | 23,669 |
| 61,929 | 56,1 | 54,5 | 56,3 |
Сабетта |
| 0,538 | 27,677 | 27,8 | 27,9 | 28,4 |
Варандей | 3,148 | 6,6 | 7,173 | 4,9 | 4,6 | 5,9 |
Архангельск | 5,154 | 3,8 | 2,687 | 3,3 | 3,2 | 2,3 |
Кандалакша | 0,727 | – | 2,5 | 0,9 | 0,770 | – |
Дудинка | 1,132 | 1,2 | 1,460 | 2,3 | 1,6 | – |
Беринговский | 0,055 | 0,099 | 0,592 | 0,779 | 0,9 | – |
Певек | 0,209 | – | 0,338 | 0,372 | – | – |
Нарьян-Мар | 0,118 | 0,135 | 0,146 | – | – | – |
Анадырь | 0,154 | 0,168 | 0,086 | 0,199 | – | – |
Онега | 0,062 | – | 0,082 | – | – | – |
Эгвекинот | 0,098 | – | 0,061 | 0,112 | – | – |
Тикси | 0,358 | – | 0,033 | 0,607 | – | – |
Провидения | 0,019 | 0,029 | 0,017 | 0,026 | – | – |
Диксон | – | – | 0,016 | – | – | – |
Мезень | 0,015 | – | 0,009 | – | – | – |
Азово-Черноморский бассейн | 175,3 | 232,9 | 258,08 | 252,0 | 256,8 | 263,6 |
Новороссийск | 117,354 | 127,1 | 156,826 | 141,8 | 142,8 | 147,4 |
Туапсе | 17,815 | 25,2 | 25,2 | 26,8 | 24,7 | 21,7 |
Кавказ | 9,4 | 30,5 | 20,919 | 21,9 | 17,1 | 16,6 |
Ростов-на-Дону | 11,1 | 11,6 | 15,990 | 17,8 | 15,6 | 15,0 |
Тамань | 3,619 | 12,3 | 14,959 | 22,0 | 35,8 | 42,8 |
Азов | 5,1 | 7,1 | 8,26 | – | 10,204 | – |
Темрюк | 2,3 | 2,5 | 4,428 | 4,180 | 4,560 | – |
Ейск | 3,6 | 3,9 | 4,290 | 4,2 | 4,270 | – |
Керчь | – | 7,8 | 3,100 | – | 0,238 | – |
Таганрог | 3,4 | 2,8 | 2,825 | – | 2,906 | – |
Севастополь | – | 0,4 | 0,746 | 0,279 | 0,337 | – |
Феодосия | – | – | 0,191 | – | 0,204 | – |
Ялта | – | – | 0,160 | 0,053 | – | – |
Евпатория | – | – | 0,132 | 0,230 | – | – |
Сочи | 2,8 | – | – | – | – | – |
Геленджик | 0,320 | – | – | – | – | – |
Каспийский бассейн | 10,0 | 7,9 | 7,40 | 8,10 | 7,0 | 6,0 |
Махачкала | 6,042 | 3,8 | 4,668 | 4,985 | 4,4 | 3,0 |
Астрахань | 3,235 | 2,6 | 2,199 | 2,517 | 2,3 | 2,5 |
Оля | 0,756 | 0,300 | 0,532 | 0,602 | 0,359 |
|
Дальневосточный бассейн | 134,2 | 171,0 | 213,53 | 223,2 | 224,3 | 227,8 |
Восточный с Козьмино | 42,522 | 65,2 | 73,540 | 77,4 | 77,7 | 82,3 |
Ванино | 20,352 | 26,844 | 31,4 | 33,5 | 35,4 | 37,6 |
Находка | 16,991 | 21,3 | 25,582 | 26,8 | 26,8 | 25,8 |
Владивосток | 13,233 | 12,9 | 23,877 | 24,7 | 29,6 | 32,2 |
Пригородное (близ Корсакова) | 16,386 | 16,0 | 16,049 | 16,4 | 14,5 | 15,4 |
Де-Кастри | 7,388 | 10,456 | 13,566 | 13,2 | 11,8 | 4,98 |
Шахтёрск | 1,743 | 3,7 | 10,069 | – | 10,94 | – |
Посьет | 5,823 | 6,5 | 7,730 | 7,29 | – | – |
Невельск | 0,132 |
| 2,052 | 1,550 | 1,990 | – |
Петропавловск-Камчатский | 2,570 | – | 1,868 | – | – | – |
Корсаков | 1,478 | – | 1,763 | – | – | – |
Ольга | 1,465 | – | 1,714 | – | – | – |
Советская Гавань | 0,659 | 0,561 | 0,548 | 0,980 | 0,525 | – |
Зарубино | 0,122 | – | 0,356 | – | – | – |
Охотск | 0,092 | 0,100 | 0,202 | – | 0,257 | – |
Николаевск-на-Амуре | 0,179 | 0,115 | 0,066 | – | 0,042 | – |
Москальво | 0,027 | – | 0,009 | – | – | – |
Холмск | 1,9 | – | – | – | – | – |
Магадан | 1,347 | 1,154 | – | – | – | – |
Россия в целом | 565,5 | 676,9 | 840,27 | 820,8 | 835,2 | 841,5 |
– нет данных.
Составил С. А. Тархов, 8.6.2023
Большинство российских морских портов замерзающие. Не замерзают все порты Чёрного моря и часть портов Японского моря, порт Мурманск Баренцева моря. Крупнейшие порты (грузооборот, млн т; 2022): Азово-Черноморского бассейна – Новороссийск (147,4), Кавказ (16,6; Краснодарский край, Темрюкский район; обеспечивает паромное сообщение с Крымом), Туапсе (21,7), Тамань (42,8; Краснодарский край, Темрюкский район), Ростов-на-Дону (15,0), Керчь; Балтийского бассейна – Усть-Луга (124,1), Приморск (57,1; экспорт нефти), Санкт-Петербург (38,8), Высоцк (16,0), Калининград; Дальневосточного бассейна – Восточный (82,3; городской округ Находка), Ванино (37,6; преобладает экспорт угля), Находка (25,8), Пригородное (15,4; Сахалинская область, Корсаковский район; экспорт СПГ), Владивосток (32,2), Де-Кастри (4,98; Хабаровский край, Ульчский район; экспорт нефти), Посьет; Арктического бассейна – Мурманск (56,3), Сабетта (28,4; Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район), Варандей (5,9; Ненецкий автономный округ; экспорт нефти); Каспийского бассейна – Махачкала (3,0). На 10 крупнейших портов страны приходилось 75 % общего грузооборота всех портов России (2021). В 2022 г. построены новые терминалы – навалочных грузов в Тамани, угольный в порту Вера (Приморский край), СПГ в порту Высоцк в Камчатском крае.
В контейнерах по морю перевезено 1,2 млн т груза (2019; 1,5 млн в 2018). Контейнерооборот всех морских портов России (млн контейнеров ДФЭ, 2021) составляет 5,63 (5,3 в 2020; 5,32 в 2019; 5,08 в 2018; 4,62 в 2017; 3,99 в 2016; 3,81 в 2015; 3,94 в 2014), в том числе экспорт – 2,27 (1,64 в 2016), импорт – 2,38 (1,67). По объёму морских контейнерных перевозок (млн контейнеров ДФЭ, 2021) лидируют Балтийский (2,5; 2,02 в 2016), Дальневосточный (2,12; 1,19 в 2016) и Азово-Черноморский (0,844; 0,63 в 2016) бассейны. Крупнейшими контейнерными портами (тыс. контейнеров ДФЭ; 2021; 2019; 2016) являются (таблица 2) Санкт-Петербург (2042; 2222; 1750), Владивосток (1260; 1050; 643), Новороссийск (835; 768; 613), Восточный (524; 380; 301), Калининград (437; 320; 189).
Порт | 2015 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Санкт-Петербург | 1715,139 | 2221,7 | 2099,649 | 2042,358 | 925,196 |
Владивосток | 619 | 1052,3 | 1099,8 | 1259,4 | 1276,857 |
Новороссийск | 583,6 | 768,1 | 783,2 | 835,12 | 763,468 |
Восточный | 353 | 394,8 | 452,7 | 524,16 | 636,444 |
Калининград | 179,378 | 320,5 | 281,249 | 437,190 | – |
Порты Сахалина (в том числе Корсаков) | 93,7 | – | – | – | – |
Корсаков | – | – | – | 125,34 | – |
Петропавловск-Камчатский | – | 99 | – | 103,31 | – |
Дудинка | 55,8 | – | 61,5 | 65,05 | – |
Усть-Луга | 89,820 | 62 | 49,770 | 29,298 | – |
Мурманск | 37,4 | – | – | 40,43 | – |
Архангельск | 30,8 | – | – | 35,75 | – |
– нет данных.
Составил С. А. Тархов, 8.6.2023
Объём внутренних грузовых морских перевозок вырос с 17,4 млн т в 2005 г. до 37,0 млн т в 2010 г., после чего резко сократился – до 15,8 млн т в 2014 г., а затем немного возрос – до 23 млн т в 2018 г. и 23,4 млн в 2021 г. (18,5 млн в 2019); грузооборот увеличился с 60 млрд тонно-километров (т·км) в 2005 г. до 100,3 млрд т·км в 2010 г., сократившись затем до 32,1 млрд т·км в 2014 г., и немного возрос – до 42 млрд т·км в 2015 г. и 50 млрд в 2017 г., вновь снизившись до 40,8 млрд в 2019 г. и 43,9 млрд т·км в 2021 г.
Основные грузы, перевозимые морским транспортом (%, 2021): нефть и нефтепродукты (28,4; 16,3 в 2017), каменный уголь и кокс (3,4; 5,7 в 2017), лесные грузы (1,9; 2,8 в 2017), минеральные удобрения (0,2; 1,9 в 2017), зерно (10,4; 1,8 в 2017), руды (1,5; 1,3 в 2017), металлолом (0,7; 0,6 в 2017), химические грузы (0,0; 0,5 в 2017).
Морской транспорт перевёз 4,5 млн пассажиров (2021; 6,0 в 2019; 7,5 млн в 2018; 11,7 млн в 2017; 9,6 млн в 2015; 1,3 млн в 2005; 3,4 млн в 1995); бóльшая часть пассажирских перевозок приходится на каботажное (4,4 млн пассажиров в 2021; 5,9 млн в 2019, 11,5 млн в 2017) и пригородное (0,13 млн в 2021; 0,22 млн в 2017) сообщения. Крупнейшими пассажирскими портами (пассажирооборот, тыс. чел., 2021) являются Севастополь (11 577; внутригородские перевозки), Ялта (366; перевозка отдыхающих и туристов) и Сочи (185; перевозка отдыхающих и туристов).
Важную роль в работе морского транспорта России играет «северный завоз» (осуществляется по акваториям морей Северного Ледовитого океана, главным образом по Северному морскому пути), объём которого составил 3,4 млн т (2017; 3,3 млн в 2015; 4,4 млн в 2010). Завоз грузов (дизельное топливо, уголь, продукты питания и др.) в короткую летнюю навигацию осуществляется из портов освоенной зоны в 17 портов Крайнего Севера с помощью около 20 дизельных и 7 атомных ледоколов. В Арктике действуют круглогодичные линии с использованием ледоколов и лихтеровозов: Дудинка – Мурманск – Роттердам (Нидерланды) и Ямал – Мурманск. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2115-р от 1 августа 2022 г. утверждён план развития Северного морского пути до 2035 г. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России. План предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов СПГ в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке. Планируется строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на о. Сахалин, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон. Намечается создание судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», аварийно-спасательного флота из 46 судов.