Россия. География транспорта. Железнодорожный транспорт
Железнодоро́жный тра́нспорт Росси́и, главный межрегиональный вид транспорта в пределах экономически освоенной территории России. Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения общего пользования составляет 87 тыс. км (2021), 51,2 % которых электрифицированы (2021), 44,5 % являются двухпутными (2019). На Европейскую часть страны (включая Урал) приходится свыше 2/3 длины железных дорог общего пользования. Наиболее протяжённой сетью железных дорог обладают Центральный (12 646 км), Уральский (11 321 км) и Поволжский (8 482 км) экономические районы; на эти 3 района, занимающие 11 % территории страны, приходится 37,3 % длины железных дорог общего пользования.
Средняя плотность железных дорог (км на 1 тыс. км2 в 2017) в России 7,2 (из них дорог общего пользования – 5,1); в Европейской части страны – 13,7 (от 26–27 на западе до 12–18 на юге и востоке), в Азиатской части – 2,1. Наиболее густой сетью железных дорог общего пользования (км на 1 тыс. км2) обладают Московская (49,0), Калининградская (44,2), Тульская (36,6), Курская (35,2), Ленинградская (30,4), Владимирская (31,6) и Липецкая (31,5) области (2021). По мере удаления от Центральной России плотность железных дорог быстро убывает; самые низкие значения характерны для слабо освоенных районов Европейского Севера, севера и востока Сибири и Дальнего Востока (от 0,6 до 9 км на 1 тыс. км2).
Россия. Железные дороги. Границы показаны по состоянию на 1 октября 2022 г.Основная широтная железнодорожная магистраль – Смоленск – Москва – Урал – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Хабаровск – Владивосток. На участке Москва – Урал (до Екатеринбурга и Челябинска) действуют 3 дублирующие друг друга двухпутные электрифицированные линии: через Нижний Новгород, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень; через Арзамас, Казань, Агрыз, Екатеринбург, Каменск-Уральский; через Рузаевку, Самару, Уфу, Челябинск. Восточный участок магистрали (Урал – Владивосток) называется Транссибирской магистралью (Транссиб; первоначально он проходил через следующие города: Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Владивосток; после сооружения в 1918 участка Данилов – Буй начальный участок трассы в Европейской части изменился на направление Москва – Ярославль – Буй – Котельнич – Киров – Пермь – Свердловск – Тюмень – Омск). Транссиб на юге дублируют Среднесибирская (берёт начало на станции Троицк в Челябинской области, проходит по крайнему северу Казахстана и выходит в Новосибирскую область; действующий участок в России Карасук – Камень-на-Оби – Озерки, севернее станции Алтайская) и Южно-Сибирская (берёт начало на станции Карталы в Челябинской области, проходит по северной части Казахстана через Павлодар и выходит к станции Кулунда в Алтайском крае; действующий участок в России Кулунда – Барнаул – Артышта – Новокузнецк – Междуреченск – Абакан – Тайшет) магистрали, а на севере – Байкало-Амурская магистраль [БАМ; Тайшет – Братск – Усть-Кут (Лена) – Северобайкальск – Таксимо – Новая Чара – Тында – Февральск – Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре].
Поезд на Транссибирской магистрали.Основные меридиональные линии: Мурманск – Петрозаводск – Санкт-Петербург – Тверь – Москва – Тула – Орёл – Курск – Белгород; Архангельск – Вологда – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Северный Кавказ; Москва-Павелецкая – Тамбов – Саратов – Астрахань – Северный Кавказ; Волжская (Приволжская) рокада (вдоль правого берега Волги: Казань – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Волгоград с выходом на Северный Кавказ к морскому порту Новороссийск); Трансуральская железная дорога (Серов – Нижний Тагил – Екатеринбург – Челябинск – Карталы – Орск).
В 2000–2010-е гг. построены новые железные дороги: Новая Чара – Чина (2001; 72 км), Кочкома – Ледмозеро (2001; 126 км), Чиньяворык – Макарово – Тиман (2001–2002; 158 км; к Среднетиманскому бокситовому руднику), Ерунаково – Красулино (2003; 35 км), Яндыки – порт Оля (2004; 49 км), Нерюнгри – Томмот (2004; 377 км), Верхнечеркасово – Попово – Пихтовая (к порту Высоцк; 2004; 41 км), ветвь к международному аэропорту Шереметьево имени А. С. Пушкина (2008; 8 км), Томмот – Амга (2009; 105 км), Яйва – Чашкино – Соликамск (2009–2011; 53 км), Обская – Паюта – разъезд Хралов – Сохонто – Бованенково (линия Газпрома на п-ове Ямал; 2009–2010; 525 км), Амга – Кердем (2010; часть Амуро-Якутской магистрали; 255 км), Кердем – Нижний Бестях (правый берег реки Лена, напротив Якутска; 72 км; рабочее движение по всей линии Томмот – Якутск открыто 15 ноября 2011, временная эксплуатация начата с августа 2014; регулярное движение пассажирских поездов на линии Томмот – Нижний Бестях с 29 июля 2019), Бованенково – Карская (2011; на п-ове Ямал; 47 км), Адлер (административный центр Адлерского района г. Сочи) – международный аэропорт Сочи (Адлер) имени В. И. Севастьянова (2012; 3 км), ветвь к международному аэропорту имени В. К. Арсеньева (Владивосток; январь 2012; 4 км), Улак (станция на БАМе) – Эльгинское угольное месторождение (январь 2012; 321 км), Вахитово – международный аэропорт Казань имени Габдуллы Тукая (2013; 22 км), Адлер – Роза Хутор (Красная Поляна; 2013; 48 км), Александровский Завод – Газимурский Завод (Забайкалье; декабрь 2015; 94 км), Лосево (Петяярви) – Каменногорск (лето 2017; 64 км), Журавка – Миллерово (2017; обход территории Украины; 137 км), Козырьки – Гречаная близ Тимашевска (февраль 2019; северный обход Краснодара, 65 км). В 2019–2021 гг. завершена перешивка Южно-Сахалинской железной дороги с колеи шириной 1067 мм на 1520 мм (линии Корсаков – Южно-Сахалинск – Арсентьевка – Поронайск – Ноглики и Арсентьевка – Ильинск – Холмск – Шахты). В декабре 2019 г. открыто железнодорожное сообщение по Крымскому мосту, соединившему между собой Краснодарский край (п-ов Таманский) и п-ов Крым (г. Керчь), а также новый участок железной дороги Вышестеблиевская (Тамань) – Багерово (близ Керчи) длиной 42 км. В апреле 2022 г. завершено сооружение железнодорожного моста через реку Амур между станциями Нижнеленинское (Еврейская автономная область) и Тунцзян (Китай). В 2021–2022 гг. велось строительство новых железнодорожных линий Выходной (к югу от Мурманска) – Лавна (новый порт к западу от Мурманска, 50 км; открытие намечено на декабрь 2023), Анапа – международный аэропорт Анапа (Витязево) имени В. К. Коккинаки (4 км).
В 2010–2020-е гг. были разработаны проекты сооружения ряда новых железных дорог, но реализация большого числа этих проектов [Карская – Харасавэй (130 км) и Паюта – Новый Порт (208 км; Ямал), ветвь Ямальской железной дороги Газпрома от Бованенково до порта Сабетта (175 км), Салым – Ханты-Мансийск (200 км), Татарская – Называевская – Коновалово (290 + 295 км; обход территории Казахстана севернее Омска), Бийск – Сростки – Майма – Горно-Алтайск (123 км), Алтай – Авейтань (Китай; 3 варианта из Бийска, Таштагола и Абазы протяжённостью соответственно 1006, 1081 и 1276 км), Богучаны – Кодинск (130 км), Курагино – Ээрбек – Кызыл (412 км) с ветвью Ээрбек – Элегест (40 км; угольное месторождение, Тыва), Газимурский Завод – Лугокан (Забайкалье; 375 км), Икабьекан (север Забайкальского края) – железорудное месторождение Тарыннах (юго-запад Якутии; 189 км), Тыгда – Зея (Амурская область; 105 км), Селихино (к востоку от Комсомольска-на-Амуре) – Нижнетамбовское – Циммермановка – Софийск – Де-Кастри – Лазарев – мостовой переход через пролив Невельского (6 км) – Погиби – Ныш (северо-запад о. Сахалин; 585 км), Хабаровск – порт Самарга (север Приморского края; 380 км), Лесозаводск (Приморский край) – Хулинь (Китай; 56 км), Россошь – Алексеевка – Чернянка – Прохоровка (368 км), Елец – Воронеж (140 км), Сосногорск – Индига (612 км; проект Баренцкомур), Уфа – Бирск – Нефтекамск – Амзя – Янаул (225 км), Челябинск – Пласт – Верхнеуральск – Магнитогорск (330 км)] отложена на неопределённый период. В стадии разработки технико-экономических обоснований или начала строительства находятся проекты Салехард – Надым (356 км) и Надым – Пангоды (109 км; оба участка – часть проекта «Северный широтный ход» длиной 686 км: Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево), Карабула – Ярки (Богучанская ГЭС; 44 км), Верхнезейск – Чумикан (будущий порт на Охотском море для вывоза угля с Эльгинского месторождения; 486 км) в Азиатской части России; Кривенковская – Сочи (143 км), западный обход Саратовского узла, Кисловодск – Карачаевск (77 км), Солдатская – Тырныауз (95 км), Улан-Хол – Лагань (Калмыкия, 42 км), Карпогоры – Вендинга (215 км; проект Белкомур), Сибай – Бурибай – Сара (юго-восток Башкортостана; 170 км) – в Европейской части.
В 2000–2002 гг. завершена электрификация последнего участка Транссиба Свиягино – Сибирцево – Ружино – Губерово в Приморском крае. В 2000-е гг. электрифицированы линии Назарово – Красная Сопка (2000), Саратов – Петров Вал – Волгоград – Сальск – Тихорецкая – Краснодар (2000–2001), Волховстрой – Тихвин – Бабаево (2000–2001), Старый Оскол – Валуйки (2003), Обозерская – Малошуйка – Маленьга – Сумский Посад – Беломорск (2001–2003), Беломорск – Сегежа – Медвежьегорск – Петрозаводск (2001–2005), Сенная – Сызрань (2008). В 2001–2006 гг. переведены с постоянного на переменный ток (25 кВ) участки Лоухи – Мурманск, Минеральные Воды – Кисловодск с веткой Бештау – Железноводск, Волгоградский и Саратовский пригородные узлы. С 2013 г. работы по электрификации железных дорог почти прекратились, за рядом исключений: электрической тягой оборудованы линии Карымская – Оловянная – Борзя – Забайкальск (2011–2021), Московское центральное кольцо (МЦК; 2016), Лосево – Каменногорск (2017), восточный подход к Крымскому мосту Темрюк – Тамань (2019), ветка к Анапе (2019), ряд участков к морским портам Балтийского (Усть-Луга, Высоцк, Выборг; 2017) и Чёрного (Тамань; 2019) морей. Намечено до 2030 г. электрифицировать линии Новки – Иваново – Нерехта, Кочетовка (Мичуринск) – Тамбов – Ртищево, Ожерелье – Узловая – Елец, Джанкой – Феодосия – Керчь, Трубная (Волжский) – Верхний Баскунчак – Аксарайская, Ульяновск – Сызрань, Кандры – Ульяновск – Инза, Оренбург – Кинель, Тюмень – Тобольск – Сургут, Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, восточный участок БАМа (Таксимо – Тында – Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре).
До 2030 г. планировалось осуществить несколько проектов строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей. В конце 2010-х гг. был разработан проект сооружения пассажирской высокоскоростной дороги Москва – Казань (762–790 км) с первой очередью до Владимира (время в пути 56 мин вместо нынешних 1 ч 39 мин, до Нижнего Новгорода – 2 ч вместо 4 ч, до Казани – 3,5 ч вместо 11–12). В 2016–2020 гг. выдвигались предложения по прокладке скоростных дорог Челябинск – Снежинск – Сысерть – Екатеринбург (218 км с сокращением времени в пути с 5 ч до 1 ч 10 мин), Москва – Санкт-Петербург (680 км, 2 ч 30 мин в пути с 4 остановками в пределах Москвы; начало строительства намечалось на 2022–2023 гг., окончание – в 2027), Владивосток – Хуньчунь (Китай; 322 км с колеей 1435 мм). Сроки сооружения этих линий пока не вполне ясны.
В структуре железнодорожных перевозок преобладают грузовые (1404 млн т в 2021, 1399 млн т в 2019). Основные виды грузов (% от всех грузов, 2021): каменный уголь и кокс (29,8; 29,9 в 2019), нефть и нефтепродукты (16,9; 18,1 в 2019), строительные материалы, включая цемент (12,0; 11,8 в 2019), руды чёрных и цветных металлов (10,9; 10,9 в 2019), чёрные металлы и их лом (6,7; 7,0 в 2019), удобрения и химикаты (5,1; 4,7 в 2019), лесные грузы (3,3; 3,3 в 2019). Самые крупные отправители грузов (млн т, 2021): Кемеровская (260,3; 265,7 в 2018), Челябинская (65,6; 67,4 в 2018), Свердловская (64,9; 59,9 в 2018), Белгородская (50,8; 48,9 в 2018) области, Пермский край (49,3; 46,5 в 2018), Иркутская (46,0; 50,0 в 2018) область, Красноярский край (45,7; 57,1 в 2018), Тюменская (38,8; 37,7 в 2018), Мурманская (31,7; 31,6 в 2018), Оренбургская (32,5) области и Краснодарский край (30,4; 32,6 в 2018). Средняя участковая скорость движения грузового поезда 41,2 км/ч (2019).
Грузовые поезда на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.Число пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, 1059 млн человек (2021; 1201 млн в 2019). Из них 966 млн человек (2021; 1085 млн в 2019) перевезено поездами внутригородского и пригородного сообщения, 92,8 млн (2021; 116,6 млн в 2019) – поездами дальнего сообщения. Наиболее крупные отправители (млн пассажиров, 2021) – Москва (447,4; 465,9 в 2018), Московская область (267,1; 308,8 в 2018), Санкт-Петербург (56,6; 61,3 в 2018), Ленинградская (25,3; 27,7 в 2018), Новосибирская (21,4; 23,9 в 2018) области, Краснодарский край (20,9; 19,8 в 2018), Нижегородская (14,2), Свердловская (13,8) области. Со всех железнодорожных вокзалов Москвы в 2017 г. отправлено 341,87 млн, Санкт-Петербурга – 58,89 млн пассажиров. Самыми загруженными вокзалами Москвы (млн человек, 2017) являются Ярославский (78,88), Курский (69,50), Казанский (47,81), Ленинградский (36,63), Киевский (35,89), Белорусский (28,89), Павелецкий (23,29), а наименее – Савёловский (17,43) и Рижский (3,55). По данным 2022 г., несмотря на общий спад пассажирского потока (131,4 млн), Ярославский, Курский и Казанский остаются самыми загруженными вокзалами в стране. Пассажиропоток петербургских вокзалов значительно меньше (млн человек, 2017): Московского – 22,98, Финляндского – 11,56, Балтийского – 10,33, Витебского – 8,82, Ладожского – 5,20. Среди остальных по объёму пассажирских перевозок (вместе в пригородном и дальнем сообщении, млн человек, 2017) выделяются Екатеринбург (15,96), Нижний Новгород (13,12), Новосибирск (9,63), Пермь (6,72), Тюмень (6,27), Самара (6,27), Ростов-на-Дону (5,74), Барнаул (4,69), Сочи (4,52), Краснодар (4,16), Казань (3,88), Иркутск (3,82), Красноярск (3,77), Саратов (3,60), Ярославль (3,48), Челябинск (3,40), Воронеж (3,37), Рязань (3,11), Уфа (2,80), Омск (2,70).
Скоростные поезда «Сапсан» на перроне Ленинградского вокзала, Москва.В декабре 2009 г. открыто движение скоростных пассажирских поездов «Сапсан» (составы Сименс-Веларо-Рус, Siemens Velaro Rus) по линии Москва – Санкт-Петербург (3,5–4 ч в пути), в 2010 г. – Москва – Нижний Новгород. С марта 2018 г. они ходят и по сквозному маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород (8 ч). Из Москвы в Нижний Новгород с 2013 г. можно также доехать поездом «Ласточка» за 4 ч, а с 2015 г. – поездами «Стриж» за 3 ч 40 мин. В международном сообщении с декабря 2010 по 2022 гг. курсировали скоростные поезда «Аллегро» (типа Pendolino с наклоняющимся кузовом) по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки (время в пути 3 ч 27 мин).
Скоростной поезд «Ласточка» на перегоне Туапсе – Сочи (Краснодарский край).С 2013 г. на участках от 150 до 600 км используются скоростные поезда «Ласточка» (Сименс-Дезиро, Siemens Desiro). Впервые они появились на линиях из Санкт-Петербурга в Бологое и Великий Новгород в январе 2013 г. Из Петербурга эти поезда также отправляются в Псков, Лугу, Тосно, Мельничный Ручей, Волхов, Выборг, Петрозаводск; по линии Псков – Великий Новгород – Петрозаводск. Из Москвы поезда «Ласточка» курсируют в Орёл, Курск, Владимир, Иваново, Нижний Новгород, Крюково, Клин, Тверь, Смоленск. В Северо-Кавказском экономическом районе они обслуживают маршруты из Ростова-на-Дону в Краснодар, Сочи; из Кисловодска в Краснодар и Сочи; из Майкопа в Адлерский район Сочи. В Поволжье поезда «Ласточка» курсируют по линиям Самара – Саратов, Казань – аэропорт имени Габдуллы Тукая; на Урале – из Екатеринбурга в Нижний Тагил, Пермь, Верхотурье, Каменск-Уральский, Курган, Кузино, Талицу, Тюмень, Челябинск, международный аэропорт Кольцово имени А. Н. Демидова; из Перми – в Кунгур, Екатеринбург и Верещагино; из Челябинска – в Курган, Екатеринбург. «Ласточки» курсируют также из Калининграда в Светлогорск, Зеленоградск и между этими курортами. Планировавшееся открытие движения этих поездов в 2020–2022 гг. между Новосибирском и Барнаулом отменено в ноябре 2022 г. из-за нехватки новых составов.
Важнейшие железнодорожные узлы: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Брянск, Рязань, Мичуринск, Воронеж, Лиски, Ростов-на-Дону, Армавир, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Пенза, Сызрань, Самара, Саратов, Волгоград, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Барнаул, Новокузнецк, Красноярск, Тайшет, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток.
Основные грузо- и пассажиропотоки проходят по широтным, а также по радиальным магистралям из Москвы в Санкт-Петербург, на Северный Кавказ, в Крым, Поволжье и на Урал. Из 10 крупнейших пассажиропотоков 9 начинались из Москвы (2016, тыс. человек в одном направлении: в Санкт-Петербург – 4286,0, Нижний Новгород – 942,3, Брянск – 618,3, Ярославль – 596,6, Казань – 587,1, Воронеж – 462,0, Владимир – 479,3, Саратов – 440,8, Белгород – 434,3), исключением было направление Сочи – Краснодар (546,7). К крупным пассажиропотокам, минующим Москву, относились также Сочи – Ростов-на-Дону (263,6), Санкт-Петербург – Петрозаводск (257,2), Новосибирск – Омск (203,3), Новосибирск – Красноярск (161,2). Всего из 30 крупнейших пассажиропотоков (более 160 тыс. пассажиров в год в одном направлении) между парами городов 25 приходились на связи с Москвой и лишь 5 – минуя Москву, в основном для связи между соседними крупными городами, расположенными в зоне доминирования железных дорог над авиатранспортом.