Россия. География транспорта. Железнодорожный транспорт
Железнодоро́жный тра́нспорт Росси́и, главный межрегиональный вид транспорта в пределах экономически освоенной территории России. Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения общего пользования составляет 87 тыс. км (2021), 51,2 % которых электрифицированы (2021), 44,5 % являются двухпутными (2019). На Европейскую часть страны (включая Урал) приходится свыше 2/3 длины железных дорог общего пользования. Наиболее протяжённой сетью железных дорог обладают Центральный (12 646 км), Уральский (11 321 км) и Поволжский (8 482 км) экономические районы; на эти 3 района, занимающие 11 % территории страны, приходится 37,3 % длины железных дорог общего пользования.
Средняя плотность железных дорог (км на 1 тыс. км2 в 2017) в России 7,2 (из них дорог общего пользования – 5,1); в Европейской части страны – 13,7 (от 26–27 на западе до 12–18 на юге и востоке), в Азиатской части – 2,1. Наиболее густой сетью железных дорог общего пользования (км на 1 тыс. км2) обладают Московская (49,0), Калининградская (44,2), Тульская (36,6), Курская (35,2), Ленинградская (30,4), Владимирская (31,6) и Липецкая (31,5) области (2021). По мере удаления от Центральной России плотность железных дорог быстро убывает; самые низкие значения характерны для слабо освоенных районов Европейского Севера, севера и востока Сибири и Дальнего Востока (от 0,6 до 9 км на 1 тыс. км2).
Основная широтная железнодорожная магистраль – Смоленск – Москва – Урал – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Хабаровск – Владивосток. На участке Москва – Урал (до Екатеринбурга и Челябинска) действуют 3 дублирующие друг друга двухпутные электрифицированные линии: через Нижний Новгород, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень; через Арзамас, Казань, Агрыз, Екатеринбург, Каменск-Уральский; через Рузаевку, Самару, Уфу, Челябинск. Восточный участок магистрали (Урал – Владивосток) называется Транссибирской магистралью (Транссиб; первоначально он проходил через следующие города: Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Владивосток; после сооружения в 1918 участка Данилов – Буй начальный участок трассы в Европейской части изменился на направление Москва – Ярославль – Буй – Котельнич – Киров – Пермь – Свердловск – Тюмень – Омск). Транссиб на юге дублируют Среднесибирская (берёт начало на станции Троицк в Челябинской области, проходит по крайнему северу Казахстана и выходит в Новосибирскую область; действующий участок в России Карасук – Камень-на-Оби – Озерки, севернее станции Алтайская) и Южно-Сибирская (берёт начало на станции Карталы в Челябинской области, проходит по северной части Казахстана через Павлодар и выходит к станции Кулунда в Алтайском крае; действующий участок в России Кулунда – Барнаул – Артышта – Новокузнецк – Междуреченск – Абакан – Тайшет) магистрали, а на севере – Байкало-Амурская магистраль [БАМ; Тайшет – Братск – Усть-Кут (Лена) – Северобайкальск – Таксимо – Новая Чара – Тында – Февральск – Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре].
Основные меридиональные линии: Мурманск – Петрозаводск – Санкт-Петербург – Тверь – Москва – Тула – Орёл – Курск – Белгород; Архангельск – Вологда – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Северный Кавказ; Москва-Павелецкая – Тамбов – Саратов – Астрахань – Северный Кавказ; Волжская (Приволжская) рокада (вдоль правого берега Волги: Казань – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Волгоград с выходом на Северный Кавказ к морскому порту Новороссийск); Трансуральская железная дорога (Серов – Нижний Тагил – Екатеринбург – Челябинск – Карталы – Орск).
В 2000–2010-е гг. построены новые железные дороги: Новая Чара – Чина (2001; 72 км), Кочкома – Ледмозеро (2001; 126 км), Чиньяворык – Макарово – Тиман (2001–2002; 158 км; к Среднетиманскому бокситовому руднику), Ерунаково – Красулино (2003; 35 км), Яндыки – порт Оля (2004; 49 км), Нерюнгри – Томмот (2004; 377 км), Верхнечеркасово – Попово – Пихтовая (к порту Высоцк; 2004; 41 км), ветвь к международному аэропорту Шереметьево имени А. С. Пушкина (2008; 8 км), Томмот – Амга (2009; 105 км), Яйва – Чашкино – Соликамск (2009–2011; 53 км), Обская – Паюта – разъезд Хралов – Сохонто – Бованенково (линия Газпрома на п-ове Ямал; 2009–2010; 525 км), Амга – Кердем (2010; часть Амуро-Якутской магистрали; 255 км), Кердем – Нижний Бестях (правый берег реки Лена, напротив Якутска; 72 км; рабочее движение по всей линии Томмот – Якутск открыто 15 ноября 2011, временная эксплуатация начата с августа 2014; регулярное движение пассажирских поездов на линии Томмот – Нижний Бестях с 29 июля 2019), Бованенково – Карская (2011; на п-ове Ямал; 47 км), Адлер (административный центр Адлерского района г. Сочи) – международный аэропорт Сочи (Адлер) имени В. И. Севастьянова (2012; 3 км), ветвь к международному аэропорту имени В. К. Арсеньева (Владивосток; январь 2012; 4 км), Улак (станция на БАМе) – Эльгинское угольное месторождение (январь 2012; 321 км), Вахитово – международный аэропорт Казань имени Габдуллы Тукая (2013; 22 км), Адлер – Роза Хутор (Красная Поляна; 2013; 48 км), Александровский Завод – Газимурский Завод (Забайкалье; декабрь 2015; 94 км), Лосево (Петяярви) – Каменногорск (лето 2017; 64 км), Журавка – Миллерово (2017; обход территории Украины; 137 км), Козырьки – Гречаная близ Тимашевска (февраль 2019; северный обход Краснодара, 65 км). В 2019–2021 гг. завершена перешивка Южно-Сахалинской железной дороги с колеи шириной 1067 мм на 1520 мм (линии Корсаков – Южно-Сахалинск – Арсентьевка – Поронайск – Ноглики и Арсентьевка – Ильинск – Холмск – Шахты). В декабре 2019 г. открыто железнодорожное сообщение по Крымскому мосту, соединившему между собой Краснодарский край (п-ов Таманский) и п-ов Крым (г. Керчь), а также новый участок железной дороги Вышестеблиевская (Тамань) – Багерово (близ Керчи) длиной 42 км. В апреле 2022 г. завершено сооружение железнодорожного моста через реку Амур между станциями Нижнеленинское (Еврейская автономная область) и Тунцзян (Китай). В 2021–2022 гг. велось строительство новых железнодорожных линий Выходной (к югу от Мурманска) – Лавна (новый порт к западу от Мурманска, 50 км; открытие намечено на декабрь 2023), Анапа – международный аэропорт Анапа (Витязево) имени В. К. Коккинаки (4 км).
В 2010–2020-е гг. были разработаны проекты сооружения ряда новых железных дорог, но реализация большого числа этих проектов [Карская – Харасавэй (130 км) и Паюта – Новый Порт (208 км; Ямал), ветвь Ямальской железной дороги Газпрома от Бованенково до порта Сабетта (175 км), Салым – Ханты-Мансийск (200 км), Татарская – Называевская – Коновалово (290 + 295 км; обход территории Казахстана севернее Омска), Бийск – Сростки – Майма – Горно-Алтайск (123 км), Алтай – Авейтань (Китай; 3 варианта из Бийска, Таштагола и Абазы протяжённостью соответственно 1006, 1081 и 1276 км), Богучаны – Кодинск (130 км), Курагино – Ээрбек – Кызыл (412 км) с ветвью Ээрбек – Элегест (40 км; угольное месторождение, Тыва), Газимурский Завод – Лугокан (Забайкалье; 375 км), Икабьекан (север Забайкальского края) – железорудное месторождение Тарыннах (юго-запад Якутии; 189 км), Тыгда – Зея (Амурская область; 105 км), Селихино (к востоку от Комсомольска-на-Амуре) – Нижнетамбовское – Циммермановка – Софийск – Де-Кастри – Лазарев – мостовой переход через пролив Невельского (6 км) – Погиби – Ныш (северо-запад о. Сахалин; 585 км), Хабаровск – порт Самарга (север Приморского края; 380 км), Лесозаводск (Приморский край) – Хулинь (Китай; 56 км), Россошь – Алексеевка – Чернянка – Прохоровка (368 км), Елец – Воронеж (140 км), Сосногорск – Индига (612 км; проект Баренцкомур), Уфа – Бирск – Нефтекамск – Амзя – Янаул (225 км), Челябинск – Пласт – Верхнеуральск – Магнитогорск (330 км)] отложена на неопределённый период. В стадии разработки технико-экономических обоснований или начала строительства находятся проекты Салехард – Надым (356 км) и Надым – Пангоды (109 км; оба участка – часть проекта «Северный широтный ход» длиной 686 км: Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево), Карабула – Ярки (Богучанская ГЭС; 44 км), Верхнезейск – Чумикан (будущий порт на Охотском море для вывоза угля с Эльгинского месторождения; 486 км) в Азиатской части России; Кривенковская – Сочи (143 км), западный обход Саратовского узла, Кисловодск – Карачаевск (77 км), Солдатская – Тырныауз (95 км), Улан-Хол – Лагань (Калмыкия, 42 км), Карпогоры – Вендинга (215 км; проект Белкомур), Сибай – Бурибай – Сара (юго-восток Башкортостана; 170 км) – в Европейской части.
В 2000–2002 гг. завершена электрификация последнего участка Транссиба Свиягино – Сибирцево – Ружино – Губерово в Приморском крае. В 2000-е гг. электрифицированы линии Назарово – Красная Сопка (2000), Саратов – Петров Вал – Волгоград – Сальск – Тихорецкая – Краснодар (2000–2001), Волховстрой – Тихвин – Бабаево (2000–2001), Старый Оскол – Валуйки (2003), Обозерская – Малошуйка – Маленьга – Сумский Посад – Беломорск (2001–2003), Беломорск – Сегежа – Медвежьегорск – Петрозаводск (2001–2005), Сенная – Сызрань (2008). В 2001–2006 гг. переведены с постоянного на переменный ток (25 кВ) участки Лоухи – Мурманск, Минеральные Воды – Кисловодск с веткой Бештау – Железноводск, Волгоградский и Саратовский пригородные узлы. С 2013 г. работы по электрификации железных дорог почти прекратились, за рядом исключений: электрической тягой оборудованы линии Карымская – Оловянная – Борзя – Забайкальск (2011–2021), Московское центральное кольцо (МЦК; 2016), Лосево – Каменногорск (2017), восточный подход к Крымскому мосту Темрюк – Тамань (2019), ветка к Анапе (2019), ряд участков к морским портам Балтийского (Усть-Луга, Высоцк, Выборг; 2017) и Чёрного (Тамань; 2019) морей. Намечено до 2030 г. электрифицировать линии Новки – Иваново – Нерехта, Кочетовка (Мичуринск) – Тамбов – Ртищево, Ожерелье – Узловая – Елец, Джанкой – Феодосия – Керчь, Трубная (Волжский) – Верхний Баскунчак – Аксарайская, Ульяновск – Сызрань, Кандры – Ульяновск – Инза, Оренбург – Кинель, Тюмень – Тобольск – Сургут, Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, восточный участок БАМа (Таксимо – Тында – Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре).
До 2030 г. планировалось осуществить несколько проектов строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей. В конце 2010-х гг. был разработан проект сооружения пассажирской высокоскоростной дороги Москва – Казань (762–790 км) с первой очередью до Владимира (время в пути 56 мин вместо нынешних 1 ч 39 мин, до Нижнего Новгорода – 2 ч вместо 4 ч, до Казани – 3,5 ч вместо 11–12). В 2016–2020 гг. выдвигались предложения по прокладке скоростных дорог Челябинск – Снежинск – Сысерть – Екатеринбург (218 км с сокращением времени в пути с 5 ч до 1 ч 10 мин), Москва – Санкт-Петербург (680 км, 2 ч 30 мин в пути с 4 остановками в пределах Москвы; начало строительства намечалось на 2022–2023 гг., окончание – в 2027), Владивосток – Хуньчунь (Китай; 322 км с колеей 1435 мм). Сроки сооружения этих линий пока не вполне ясны.
В структуре железнодорожных перевозок преобладают грузовые (1404 млн т в 2021, 1399 млн т в 2019). Основные виды грузов (% от всех грузов, 2021): каменный уголь и кокс (29,8; 29,9 в 2019), нефть и нефтепродукты (16,9; 18,1 в 2019), строительные материалы, включая цемент (12,0; 11,8 в 2019), руды чёрных и цветных металлов (10,9; 10,9 в 2019), чёрные металлы и их лом (6,7; 7,0 в 2019), удобрения и химикаты (5,1; 4,7 в 2019), лесные грузы (3,3; 3,3 в 2019). Самые крупные отправители грузов (млн т, 2021): Кемеровская (260,3; 265,7 в 2018), Челябинская (65,6; 67,4 в 2018), Свердловская (64,9; 59,9 в 2018), Белгородская (50,8; 48,9 в 2018) области, Пермский край (49,3; 46,5 в 2018), Иркутская (46,0; 50,0 в 2018) область, Красноярский край (45,7; 57,1 в 2018), Тюменская (38,8; 37,7 в 2018), Мурманская (31,7; 31,6 в 2018), Оренбургская (32,5) области и Краснодарский край (30,4; 32,6 в 2018). Средняя участковая скорость движения грузового поезда 41,2 км/ч (2019).
Число пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, 1059 млн человек (2021; 1201 млн в 2019). Из них 966 млн человек (2021; 1085 млн в 2019) перевезено поездами внутригородского и пригородного сообщения, 92,8 млн (2021; 116,6 млн в 2019) – поездами дальнего сообщения. Наиболее крупные отправители (млн пассажиров, 2021) – Москва (447,4; 465,9 в 2018), Московская область (267,1; 308,8 в 2018), Санкт-Петербург (56,6; 61,3 в 2018), Ленинградская (25,3; 27,7 в 2018), Новосибирская (21,4; 23,9 в 2018) области, Краснодарский край (20,9; 19,8 в 2018), Нижегородская (14,2), Свердловская (13,8) области. Со всех железнодорожных вокзалов Москвы в 2017 г. отправлено 341,87 млн, Санкт-Петербурга – 58,89 млн пассажиров. Самыми загруженными вокзалами Москвы (млн человек, 2017) являются Ярославский (78,88), Курский (69,50), Казанский (47,81), Ленинградский (36,63), Киевский (35,89), Белорусский (28,89), Павелецкий (23,29), а наименее – Савёловский (17,43) и Рижский (3,55). По данным 2022 г., несмотря на общий спад пассажирского потока (131,4 млн), Ярославский, Курский и Казанский остаются самыми загруженными вокзалами в стране. Пассажиропоток петербургских вокзалов значительно меньше (млн человек, 2017): Московского – 22,98, Финляндского – 11,56, Балтийского – 10,33, Витебского – 8,82, Ладожского – 5,20. Среди остальных по объёму пассажирских перевозок (вместе в пригородном и дальнем сообщении, млн человек, 2017) выделяются Екатеринбург (15,96), Нижний Новгород (13,12), Новосибирск (9,63), Пермь (6,72), Тюмень (6,27), Самара (6,27), Ростов-на-Дону (5,74), Барнаул (4,69), Сочи (4,52), Краснодар (4,16), Казань (3,88), Иркутск (3,82), Красноярск (3,77), Саратов (3,60), Ярославль (3,48), Челябинск (3,40), Воронеж (3,37), Рязань (3,11), Уфа (2,80), Омск (2,70).
В декабре 2009 г. открыто движение скоростных пассажирских поездов «Сапсан» (составы Сименс-Веларо-Рус, Siemens Velaro Rus) по линии Москва – Санкт-Петербург (3,5–4 ч в пути), в 2010 г. – Москва – Нижний Новгород. С марта 2018 г. они ходят и по сквозному маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород (8 ч). Из Москвы в Нижний Новгород с 2013 г. можно также доехать поездом «Ласточка» за 4 ч, а с 2015 г. – поездами «Стриж» за 3 ч 40 мин. В международном сообщении с декабря 2010 по 2022 гг. курсировали скоростные поезда «Аллегро» (типа Pendolino с наклоняющимся кузовом) по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки (время в пути 3 ч 27 мин).
С 2013 г. на участках от 150 до 600 км используются скоростные поезда «Ласточка» (Сименс-Дезиро, Siemens Desiro). Впервые они появились на линиях из Санкт-Петербурга в Бологое и Великий Новгород в январе 2013 г. Из Петербурга эти поезда также отправляются в Псков, Лугу, Тосно, Мельничный Ручей, Волхов, Выборг, Петрозаводск; по линии Псков – Великий Новгород – Петрозаводск. Из Москвы поезда «Ласточка» курсируют в Орёл, Курск, Владимир, Иваново, Нижний Новгород, Крюково, Клин, Тверь, Смоленск. В Северо-Кавказском экономическом районе они обслуживают маршруты из Ростова-на-Дону в Краснодар, Сочи; из Кисловодска в Краснодар и Сочи; из Майкопа в Адлерский район Сочи. В Поволжье поезда «Ласточка» курсируют по линиям Самара – Саратов, Казань – аэропорт имени Габдуллы Тукая; на Урале – из Екатеринбурга в Нижний Тагил, Пермь, Верхотурье, Каменск-Уральский, Курган, Кузино, Талицу, Тюмень, Челябинск, международный аэропорт Кольцово имени А. Н. Демидова; из Перми – в Кунгур, Екатеринбург и Верещагино; из Челябинска – в Курган, Екатеринбург. «Ласточки» курсируют также из Калининграда в Светлогорск, Зеленоградск и между этими курортами. Планировавшееся открытие движения этих поездов в 2020–2022 гг. между Новосибирском и Барнаулом отменено в ноябре 2022 г. из-за нехватки новых составов.
Важнейшие железнодорожные узлы: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Брянск, Рязань, Мичуринск, Воронеж, Лиски, Ростов-на-Дону, Армавир, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Пенза, Сызрань, Самара, Саратов, Волгоград, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Барнаул, Новокузнецк, Красноярск, Тайшет, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток.
Основные грузо- и пассажиропотоки проходят по широтным, а также по радиальным магистралям из Москвы в Санкт-Петербург, на Северный Кавказ, в Крым, Поволжье и на Урал. Из 10 крупнейших пассажиропотоков 9 начинались из Москвы (2016, тыс. человек в одном направлении: в Санкт-Петербург – 4286,0, Нижний Новгород – 942,3, Брянск – 618,3, Ярославль – 596,6, Казань – 587,1, Воронеж – 462,0, Владимир – 479,3, Саратов – 440,8, Белгород – 434,3), исключением было направление Сочи – Краснодар (546,7). К крупным пассажиропотокам, минующим Москву, относились также Сочи – Ростов-на-Дону (263,6), Санкт-Петербург – Петрозаводск (257,2), Новосибирск – Омск (203,3), Новосибирск – Красноярск (161,2). Всего из 30 крупнейших пассажиропотоков (более 160 тыс. пассажиров в год в одном направлении) между парами городов 25 приходились на связи с Москвой и лишь 5 – минуя Москву, в основном для связи между соседними крупными городами, расположенными в зоне доминирования железных дорог над авиатранспортом.