Россия. География транспорта. Городской пассажирский транспорт
Городско́й пассажи́рский тра́нспорт России. Обеспечивает перевозку людей и грузов в пределах городов и их ближайших пригородов. Интенсивность этих грузо- и пассажиропотоков во много раз превышает интенсивность потока на региональном или общероссийском уровне. В крупнейших городах в условиях дефицита скоростных дорог эта проблема усугубляется высокими темпами автомобилизации. Так, при среднем уровне автомобилизации по стране 328 легковых автомобилей на 1 тыс. жителей, её значения в ряде городов следующие: Владивосток (512), Краснодар (347), Самара (331), Воронеж (315), Тольятти (309), Санкт-Петербург (307), Москва (297) (2021). Всеми видами общественного городского транспорта перевезено 13 503,9 млн пассажиров (2021; 17 566,9 млн в 2019; 18 887,2 млн в 2015). В целом по Российской Федерации 46,4 % перевозок городского общественного пассажирского транспорта выполняют автобусы, 30,7 % – метрополитен, 11,5 % – троллейбусы, 11,4 % – трамваи (2018).
Эксплуатационная длина трамвайных путей составляет 2401 км (2021; 2422 км в 2019; 2810 км в 2005), насчитывается 7428 трамвайных вагонов (7677 в 2019; 10 319 в 2005) и 500 маршрутов (518 в 2019; 622 в 2005). Количество перевезённых трамваями пассажиров значительно сократилось: с 4123 млн человек в 2005 г. до 992 млн в 2021 г. (1240 млн в 2019). Трамвайные линии есть в 59 городах (2022). В 2000–2010-е гг. ликвидировано трамвайное сообщение в следующих городах: Шахты (2001), Архангельск (2004), Астрахань (2007), Иваново (2008), Воронеж (2009), Рязань (2010), Ногинск (2013), Дзержинск (2015), Комсомольск-на-Амуре (2018), Тверь (2018), в селе Молочное (Крым; 2014). В 2000–2010-х гг. значительно сократилась сеть трамвайных линий в Уфе, Ростове-на-Дону, Новокузнецке, Липецке, Владивостоке, Калининграде; в Ангарске, Владикавказе, Краснотурьинске трамвай находится под угрозой закрытия. В 2021–2023 гг. проведена полная реконструкция трамвайного хозяйства в Таганроге с обновлением путей и подвижного состава. В Волгограде с 1984 г. действует линия скоростного трамвая (длина 17 км) с подземными участками (в 2020 по ней перевезено 48,9 млн пассажиров), в Старом Осколе и Санкт-Петербурге – линии с обособленными наземными участками. В конце декабря 2022 г. прекращено движение по линии скоростного трамвая в Усть-Илимске.
31 августа 2022 г. открыта междугородная трамвайная линия Екатеринбург – Верхняя Пышма длиной 8,6 км. В Новосибирске (левобережье реки Обь), Волгограде (Красноармейск), Новокузнецке (линия на Запсиб), Уфе (Черниковка и городская) сети трамвайных линий имеют изолированные от основной городской сети системы. В Орске изолированная линия в посёлок ОЗТП (Советский район, на левом берегу реки Урал) соединена рельсовым путём с городской сетью в 2008 г. В Пятигорске, Калининграде и Евпатории ширина колеи трамвая 1000 мм, в Ростове-на-Дону – 1435 мм, во всех остальных городах она составляет 1520 мм.
Наибольшее число трамвайных вагонов имеется (2022) в Санкт-Петербурге (771), Москве (504), Екатеринбурге (455), Самаре (442), Нижнем Новгороде (338), Волгограде (323), Краснодаре (322), Барнауле (259), Ижевске (238), Ульяновске (211), Саратове (197), Новосибирске (190), Магнитогорске (187), Перми (162), Туле (131), Набережных Челнах (120), Казани (119), Омске (110), Нижнем Тагиле (106); наименьшее – в Евпатории (32), Ангарске (30), Владикавказе (24), Осинниках (21), Новочеркасске (20), Владивостоке (16), Верхней Пышме (11), Черёмушках (6; посёлок городского типа), Краснотурьинске (2), Волчанске (2).
Эксплуатационная длина троллейбусных линий 4416 км (2021; 5087 км в 2019; 4859 км в 2005), насчитывается 7889 троллейбусов (8706 в 2019; 11 439 в 2005) и 622 маршрута (692 в 2019; 917 в 2005). Количество перевезённых троллейбусами пассажиров резко сократилось: с 4653 млн человек в 2005 г. до 808 млн в 2021 г. (1148 млн в 2019). Троллейбусные маршруты работают в 84 городах (2021; 86 в 2018, 88 в 2015). В 2000–2020-е гг. прекращено троллейбусное движение в городах: Шахты (2007), Архангельск (2008), Тюмень (2009), Сызрань (2009), Владикавказ (2010), Курган (2015), Каменск-Уральский (2015), Благовещенск (2016), Липецк (2017), Астрахань (2017), Пермь (2019), Тверь (2020), Белгород (2022), Кострома (1 июня 2023). В последние годы резко сократились сеть троллейбусных линий и число троллейбусов в Воронеже, Волгограде, Владивостоке, Тамбове, Оренбурге, Таганроге. В 2016–2020 гг. полностью ликвидирована сеть троллейбусных линий в Москве (крупнейшая в мире с момента закрытия Лондонской троллейбусной сети в 1962 и до 2015; ныне таковой стала сеть троллейбусных линий в Пекине) с заменой части маршрутов автобусными и позже электробусными (оставшиеся троллейбусы переданы во многие города страны). По 79 маршрутам в Москве вместо троллейбусов курсируют электробусы, которые в 2022 г. перевезли 117 млн пассажиров (85 млн в 2021). В июле 2022 г. введён в эксплуатацию первый в стране электробусный парк возле деревни Красная Пахра (Новая Москва).
Наибольшее количество троллейбусов насчитывается (2022) в Санкт-Петербурге (733), Новосибирске (274), Севастополе (274), Самаре (256), Ижевске (255), Чебоксарах (251), Симферополе (244, включая междугородные и городские в Ялте и Алуште), Саратове (219), Казани (200), Краснодаре (194), Нижнем Новгороде (193), Екатеринбурге (168), Уфе (166), Йошкар-Оле (156), Красноярске (147), Иваново (138), Омске (135), Челябинске (134), Рязани (122). Меньше всего троллейбусов в Армавире (28), Березниках (28), Абакане (27), Альметьевске (25), Костроме (24), Видном (21), Нальчике (13), Таганроге (12), Тамбове (8), Керчи (7).
Междугородная троллейбусная линия Симферополь – Алушта – Ялта в Республике Крым (проложена в 1959–1961) является самой протяжённой (84 км; до аэропорта междугородные троллейбусы не ходят после открытия нового аэровокзального комплекса в 2018) и высокогорной в мире. Действуют также междугородные троллейбусные линии Саратов – Энгельс (с 1966 по 2004, движение возобновлено в 2021), Иваново – Кохма (с 1970), Химки – Москва (с 2001), Махачкала – Каспийск (с 2017).
Почти во всех городах развито внутригородское автобусное сообщение. Наибольшим числом городских автобусов располагают Москва (6,5 тыс.) и Санкт-Петербург (1,24 тыс.). Автобусами внутри Москвы перевезено 980 млн человек (2021), в Санкт-Петербурге – 489 млн. Во многих городах внутригородское автобусное сообщение представлено небольшими автобусами, а также частными микроавтобусами, которые традиционно называются маршрутками (маршрутные такси).
В ряде городов эксплуатируются автобусы, работающие на КПГ (компримированном природном газе), например, все автобусы 11-го автобусного парка Москвы, Санкт-Петербурга с 2013, Ростова-на-Дону и Волгограда с 2018, Перми, Челябинска.
Во 2-й половине 2010-х и начале 2020-х гг. в городах России стали внедряться электробусы. В апреле 2023 г. в Москве в эксплуатации было 1050 электробусов (на инвентаре 1061), Санкт-Петербурге – 6 (12), Владивостоке – 2, Новосибирске – 2 (2), Владимире – 2, Рыбинске – 2, Липецке – 1 (6), Тюмени – 1, Одинцово – 1, Иннополисе – 1 (3), Нефтекамске – 1, Нижневартовске – 1, Сочи – 1, Волжском – 0 (3), Самаре – 0 (1), Твери – 0 (1); в 2023 г. принято решение о введении их в эксплуатацию в Курске, Волгограде, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Череповце, Перми.
Возросла роль легкового таксомоторного транспорта при перевозке пассажиров (30,1 млн в 2018; 22,0 млн в 2014; 7,2 млн в 2006). Основная часть спроса удовлетворяется владельцами личных легковых автомобилей. В 2019 г. в России насчитывалась 441 тыс. машин официальных такси; в конце 2021 г. было зарегистрировано 460 тыс. лицензий на право перевозок машинами-такси, в 2022 г. их стало 410 тыс. (часть таксистов ушли с легального рынка). По оценкам специалистов, объём рынка легального таксомоторного промысла составлял 820 млрд руб., нелегального – 157 млрд. В Москве в 2022 г. насчитывалась 61 тыс. такси (вместе с Московской областью 154 тыс. машин), которые ежедневно перевозят 1,6 млн пассажиров (366 млн за 2022); средняя дальность поездки составляет 11 км, стоимость одной поездки – около 500 руб.
В конце 2010-х и начале 2020-х гг. в крупных городах (особенно Москве) широкое распространение получил каршеринг (прокат общественных легковых автомобилей); действуют 18 операторов, в том числе крупнейшие «Яндекс.Драйв» (43 % перевозок), «Делимобиль» (34 %), «Ситидрайв» (бывший YouDrive; 12 %) и BelkaCar (10 %) (2021). Наиболее востребованы автомобили каршеринга жителями Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода. Популярны таксомоторы дешёвых агрегаторов, вызываемые пассажирами по мобильному приложению, в том числе компаний «Поехали», Gett, Яндекс.Go, Maxim, «Везёт» (Рутакси), ЕСТ, «Ситимобил», «Таксовичкоф», Uber Russia, Bolt, DiDi, Рутакси.
Во 2-й половине 2010-х гг. в российских городах стала распространяться система байкшеринга (велошеринга) – проката общественных велосипедов. Она действует только в тёплое время года. На конец 2020 г. в России насчитывалось 7,1 тыс. прокатных велосипедов. Наибольшее число прокатных велосипедов предоставляется в Москве. Велошеринг действует также в Санкт-Петербурге, Сочи, Геленджике, Краснодаре, Кисловодске, Калининграде, Зеленоградске, Уфе, Перми, Волгограде, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Тюмени, Хабаровске, Владивостоке и других городах. Наиболее известными компаниями велопроката являются «ПоПути», Lucky Bike, Urent, «Зелёный город», GoBike, Велобайк, SmartBike, «Сам себе велосипед», «Драйв», «Арбат-прокат», «Велоград».
С 2018 г. во многих городах стал распространяться кикшеринг (система проката общественных электросамокатов). В конце 2020 г. в России насчитывалось 11,2 тыс. прокатных самокатов; в сентябре 2022 г. – 200–220 тыс. электросамокатов (в том числе в Москве 35 тыс.). Летом 2022 г. в Москве ежедневно совершалось в среднем 66,3 тыс. поездок на самокатах сервиса Whoosh, 43,1 тыс. на устройствах Urent, 38,9 тыс. на устройствах Яндекс Go; всего на них совершено 26,3 млн поездок (2022). Эксплуатация прокатных велосипедов и электросамокатов (средств индивидуальной мобильности; СИМ) на городских тротуарах сопряжена с их высокой опасностью для пешеходов. 70 % аварий с участием СИМ в стране приходилось на частных владельцев, и только каждое десятое ДТП происходило с участием арендованных самокатов (2022).
Эксплуатационная длина путей метрополитена с середины 2000-х гг. увеличилась почти на четверть: с 436 км в 2005 г. до 634 км в 2021 г. (602 км в 2019); число вагонов – с 6100 в 2005 г. до 8996 (2021; 8660 в 2019) за счёт значительного расширения в последние годы сети линий в Москве. Однако количество пассажиров, перевозимых метрополитеном, медленно сокращается: с 3574 млн человек в 2005 г. до 2680 млн в 2021 г. (3294 млн в 2010, 3336 млн в 2015, 3451 млн в 2019). Метрополитен действует в 7 городах России. Общее число станций 386 (2021; 368 в 2019; 357 в 2018; 332 в 2016; 294 в 2010; 275 в 2005; 256 в 2000). До 1990 г. считалось, что этот вид внеуличного скоростного транспорта должен строиться только в городах с населением более 1 млн человек. Линии по стратегическим соображениям прокладывались в основном под землёй, но в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Новосибирске есть отдельные наземные участки. Самую разветвлённую сеть имеют Московский метрополитен (1935; 14 линий, 258 станций в июне 2023) и метрополитен в Санкт-Петербурге (1955; 5 линий, 72 станции; 2023). Метрополитены действуют также в Нижнем Новгороде (1985; 2 линии, 15 станций; 2020), Новосибирске (1986; 2 линии, 13 станций; 2021), Самаре (1987; 1 линия, 10 станций; 2021), Екатеринбурге (1991; 1 линия, 9 станций; 2021) и Казани (2005; 1 линия, 11 станций; 2021). Строительство новых линий метро после приостановки работ в 1990-е гг. возобновилось; в 2000-е гг. ежегодно сооружалось по 1–2 станции, в 2010-е гг. – по 3–5 станций. В Москве, в Южном Бутово, в 2003 г. введена в эксплуатацию первая линия лёгкого метро (надземный участок на эстакадах с использованием малогабаритного подвижного состава; 7 станций). Строительство метрополитенов в Красноярске, Омске и Челябинске приостановлено из-за дефицита финансовых средств. В Челябинске и Красноярске планируется использовать уже сооружённые туннельные участки метрополитена для движения скоростного трамвая. Наиболее загруженные (тыс. пассажиров в сутки) метрополитены в Москве (7016; 2019), Санкт-Петербурге (2040; 2018), Новосибирске (232; 2019), Екатеринбурге (130; 2018) и Нижнем Новгороде (93; 2018).
Самым загруженным в стране является Московский метрополитен. В 2021 г. ежесуточно им перевозилось (тыс. человек) на линиях: Замоскворецкой – 1288, Таганско-Краснопресненской – 1114, Серпуховско-Тимирязевской – 1035, Калужско-Рижской – 1018, Сокольнической – 962, Кольцевой – 929, Калининской – 929, Арбатско-Покровской – 832, Люблинской – 803, Филёвской – 198, Бутовской – 108, а по первой очереди новой Большой кольцевой линии, открытой в конце 2021 г., – 550. Наиболее загруженными станциями метрополитена (пассажиропоток в течение суток, тыс. человек, лето 2022) являются «Комсомольская-кольцевая» (166), «ВДНХ» (137), «Щёлковская» (135), «Новогиреево» (122), «Выхино» (120), «Китай-город» (114), «Царицыно» (113), «Домодедовская» (112), «Тёплый Стан» (112), «Новокосино» (109), «Кузьминки» (104), «Славянский бульвар» (101), «Текстильщики» (100), «Бульвар Дмитрия Донского» (98), «Котельники» (98), «Некрасовка» (96), «Бауманская» (95), «Медведково» (94), «Юго-Западная» (89), «Коломенская» (89), «Сходненская» (87), «Пражская» (85), «Белорусская-кольцевая» (85), «Охотный Ряд – Театральная» (85), «Отрадное» (85), «Бабушкинская» (85), «Павелецкая-кольцевая» (84), «Молодёжная» (83), «Пушкинская – Тверская» (83). Большинство из них – либо конечные, принимающие пригородных пассажиров, либо бывшие конечные, либо пересадочные на пригородные железнодорожные линии, а также ряд станций в центре города. В марте 2023 г. открыто движение по всей Большой кольцевой линии (БКЛ), самой протяжённой кольцевой трассе метрополитена в мире (длина самого кольца без ветви «Хорошёвская» – «Деловой центр» составляет 57,5 км; в Пекине большая кольцевая линия 10 имеет протяжённость 57,1 км) с 29 станциями, после чего общая протяжённость сети линий Московского метрополитена достигла 447,3 км.
В 2016 г. в Москве на базе полностью реконструированной Малой окружной железной дороги введена в эксплуатацию городская скоростная железная дорога МЦК (Московское центральное кольцо; длина 54 км, 31 станция), по которой в 2021 г. перевезено более 150 млн пассажиров (148,8 млн в 2019); самые загруженные станции (тыс. пассажиров в сутки): «Площадь Гагарина» – 40, «Нижегородская» – 38, «Ростокино» – 33 и «Кутузовская» – 30.
С 2004 г. в Москве действует единственная в России пассажирская монорельсовая дорога (6 станций; длина 4,7 км, между станциями метро «ВДНХ» и «Тимирязевская»), по которой в 2014 г. было перевезено 5,6 млн пассажиров; в 2004–2008 гг. и с января 2017 г. работает в экскурсионном режиме. 3 мая 2018 г. в московском аэропорте Шереметьево введена в эксплуатацию первая в России линия подземного пиплмувера, связывающая два основных терминала с отдалённым терминалом. Движение поездов пиплмувера приостановлено с 6 июня 2022 г. в связи с временным закрытием терминалов D, E и F.
В 2019 г. в Москве и Московской городской агломерации создана сеть пригородно-городских железных дорог МЦД (Московские центральные диаметры; общей протяжённостью 132 км). Движение поездов осуществляется по линиям МЦД-1 Белорусско-Савёловский (52 км; 28 станций) и МЦД-2 Курско-Рижский (80 км; 38 станций). Ведутся работы по сооружению новых линий МЦД-3 Ленинградско-Казанский (85 км; 41 станция), МЦД-4 Калужско-Нижегородский (86 км; 37 станций, в перспективе 39; к осени 2023), МЦД-5 Ярославско-Павелецкий (89 км; 39 станций; к 2025). В 2022 г. открыта пригородно-городская железная дорога Нижегородские центральные диаметры с 19 станциями (от Нижнего Новгорода до Бора, 34 км).
Внутригородское водное сообщение (речные трамваи) организовано в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Перми, Омске и ряде других городов, разделённых крупными реками. Морские трамваи являются важным средством внутригородского сообщения в Севастополе, Владивостоке, Мурманске, Находке. С 20 июня 2023 г. открылся круглогодичный речной маршрут «Киевский – Сердце Столицы» в Москве, на котором работают инновационные электросуда.
Единственный в России фуникулёр общего пользования действует во Владивостоке (с 1962; поднимает пассажиров с улицы Светланская на сопку Голубая Падь; длина 185 м, перепад высот 66,5 м). К лету 2023 г. запланировано восстановить кремлёвский фуникулёр в Нижнем Новгороде.
Подвесные канатные дороги выполняют в основном функции по обслуживанию отдыхающих и туристов. Массовые пассажирские перевозки осуществляются по канатной дороге Нижний Новгород – Бор через реку Волга (2012; 3,7 км). Вблизи старой советской канатной дороги в Ульяновске (от речного вокзала вверх на бульвар Новый Венец, 652 м) в 2015 г. построена новая кресельная от Нового Венца до пляжа на Волге, но до сих пор не открыта; в 2022 г. предполагалось восстановить её лишь после окончания работ по укреплению склонов. Завершается строительство канатной дороги между городами Благовещенск и Хэйхэ (Китай) через реку Амур длиной 976 м (срок окончания работ 2024). В начале 2020-х гг. разработаны планы по строительству других внутригородских подвесных канатных дорог: в Нижнем Новгороде через реку Ока между станцией метрополитена «Заречная» и парком «Швейцария» (3340 м; проект 2022; открытие намечено на 2025), в Москве между станциями метро «Речной вокзал» и «Сходненская» (2300 м; проект 2019). Планируется их сооружение в Тутаеве (через Волгу), Чебоксарах, Геленджике, Сочи (на гору Ахун 2,8 км; в 2023–2024), Казани [Верхний Услон (Иннополис) – храм всех религий; проект 2018], Новороссийске (над Цемесской бухтой из центра города к цементному заводу «Пролетарий» на восточном берегу бухты; проект 2021), Томске (от нового межвузовского кампуса на левом берегу реки Томь в город; проект 2022).