«Resident Evil 0»
«Resident Evil 0» («Biohazard 0»), часть видеоигровой франшизы «Resident Evil» в жанре survival horror, спин-офф, сюжет которого связан с играми «Resident Evil» и «Resident Evil Code: Veronica». Была разработана и издана компанией Capcom в 2002 г. Выпускалась на платформах Nintendo Wii и Nintendo GameCube.
История создания
Разработка «Resident Evil 0» началась после выпуска «Resident Evil 2» в 1998 г. Изначально проект предназначался для выхода на Nintendo 64 («Resident Evil 0»), но из-за технических ограничений картриджей и плохих продаж самой консоли создание игры было приостановлено. Производство возобновилось после того, как Nintendo представила Nintendo GameCube в августе 2000 г. Новая консоль и дисковые носители позволяли преодолеть низкую скорость обработки информации, свойственную картриджам. Переход на GameCube был окончательно подтверждён компанией-издателем в начале осени 2000 г. на Tokyo Game Show (Zero at Tokyo Game Show. 2000). В 2001 г., после объявления о том, что игра будет консольным эксклюзивом, продюсер Миками Синдзи объявил прессе о выходе проекта через год после выпуска первой игры, который намечен на весну 2002 г. (Yukiyoshi Ike Sato. 2001). «Resident Evil 0» была представлена на выставке E3 2002 г. в Лос-Анджелесе (Varanini. 2002). В 2009 г. игра портирована на Nintendo Wii.
Графика «Resident Evil 0» была выполнена на уровне «Resident Evil 2» и «Resident Evil 3: Nemesis». Поскольку выпуск игры откладывался и позже она была полностью переработана для новой консоли, визуальная составляющая создавалась на основе ранее вышедших проектов франшизы. Окружение и игровые модели были выполнены в 3D-графике. Камера, как и в ранних играх серии, была неподконтрольна пользователям, оставаясь фиксированной и показывая локации только с определённых ракурсов. Данный приём с ограничением обзора не был новым для серии, но усиливал атмосферу survival horror и делал появление врагов внезапным.
Музыку «Resident Evil 0» создавали композиторы Кобути Сэйко и Ёкота Хироси. В 2005 г. был выпущен сборник «Biohazard Sound Chronicle», в который вошли саундтреки данной части франшизы – «Biohazard 0 Best Track Collection». Также мелодии были включены в «Ten Years of Resident Evil – The Official Soundtrack» 2007 г. В 2020 г. музыка была переиздана Capcom на грампластинках компании Laced Records и выпущена под названием «Resident Evil 0 Original Soundtrack» в двух изданиях – обычном и ограниченном.
В 2016 г. «Resident Evil 0» была портирована на платформы PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360 и Xbox One и PC (персональные компьютеры), а в 2019 г. – на Nintendo Switch. Помимо графических улучшений моделей и окружения, появилась возможность игры в широкоэкранном режиме. Также система управления стала более удобной и адаптированной под современные требования консолей и PC. Со временем в проект было добавлено несколько костюмов для главных героев. В игру был включён дополнительный «режим Вескера» (англ. Wesker mode), который становился доступен после прохождения основной сюжетной кампании. В нём вместо Билли Коэна Ребекку Чемберс сопровождает Альберт Вескер. Вескер обладает уникальными способностями: к примеру, он может запускать энергетические снаряды или выполнять резкие броски вперёд.
Сюжет
Сюжет «Resident Evil 0» начинается в 1998 г. Действия игры разворачиваются в окрестностях Раккун-Сити неподалёку от гор Арклей, где расположено несколько объектов корпорации «Амбрелла» (англ. Umbrella Corporation), производящей биологическое оружие. Команда «Браво», входящая в состав S.T.A.R.S. (англ. Special Tactics and Rescue Service – Специальная тактическая и спасательная служба) должна расследовать серию необъяснимых убийств и нападений животных, происходивших в черте города. Агенты осматривают местность с воздуха, но вертолёт выходит из строя и совершает аварийную посадку.
В ходе изучения близлежащей к месту крушения территории главная героиня Ребекка Чемберс обнаруживает полицейский автомобиль, из которого, согласно найденным документам, удалось выбраться опасному преступнику и бывшему военному Билли Коэну. Следующей находкой становится поезд «Эклиптик экспресс» (англ. The Ecliptic Express), остановившийся на путях с выключенными огнями. Все пассажиры стали зомби, среди мертвецов единственным выжившим оказывается ранее сбежавший заключённый. Изначально Ребекка отказывается сотрудничать с Билли, но в итоге они кооперируются для расследования событий, связанных с Раккун-Сити. Герои останавливают поезд и попадают в особняк Джеймса Маркуса, принадлежащий «Амбрелле».
Отныне пользователям, играя за Ребекку Чемберс и Билли Коэна, предстоит выживать в усадьбе, наполненной монстрами, чтобы выяснить причины произошедшего в поезде и окрестностях города.
Геймплей и развитие
Игровой процесс новой части франшизы в целом не отличался от предыдущих серий «Resident Evil». Как и в других играх, в начале доступен выбор уровня сложности. Во время прохождения пользователям необходимо выживать, собирая боеприпасы и ресурсы для поддержания здоровья игровых персонажей, а также исследовать локации и решать загадки. Главной особенностью игрового процесса «Resident Evil 0» стала система быстрого переключения между главными героями – «заппинг» (англ. zapping system) (Perron. 2018. P. 191, 372). Пользователи одновременно управляли Ребеккой и Билли, меняя персонажей с помощью специально назначенной кнопки. Игра за того или иного героя происходила даже при условии их нахождения на разных локациях. Игроки могли назначать различные задания персонажам, например дать команду ходить следом или атаковать противников в зоне видимости (Perron. 2018. P. 225). Зачастую такой контроль играл важную роль в решении головоломок и выживании героев в закрытых локациях.
Игровые персонажи обладали разными умениями, дополняющими друг друга. Так, Ребекка может собирать и смешивать химикаты и травы или проникать в труднодоступные места, но более уязвима для вражеских атак. Билли, в отличие от неё, не имеет способностей к работе с реактивами, но вынослив и может переносить тяжёлые предметы и наносить больший урон противникам. Боевая система была дополнена возможностью обезвреживать противников с помощью предметов ближнего боя, если монстры подходили слишком близко. В «Resident Evil 0» была убрана система хранения предметов с помощью ящиков, размещённых в определённых местах. Теперь пользователи могли бросать предметы на пол, чтобы освободить место в инвентаре, а позже подбирать их для дальнейшего использования. После прохождения основной игры открывался дополнительный режим Leech Hunter. Основной задачей пользователя в этом режиме было исследование локаций особняка и нахождение пиявок, которые занимали место в инвентаре, но при этом делали боеприпасы бесконечными. Также игроки могли получать бонусные костюмы и новые типы оружия.
«Resident Evil 0» получила адаптацию в виде шестисерийной манхвы гонконгской компании Yulang Group. Сюжет комиксов не совпадает с историей игры, но вдохновлён ею и включает в повествование знакомых героев. В 2004 г. была выпущена новеллизация игры под названием «Resident Evil: Zero Hour». Произведение написано С. Перри и является частью серии книг по мотивам видеоигровой франшизы «Resident Evil». Это была седьмая книга автора, но, согласно сюжету, она являлась приквелом ко всем ранее вышедшим работам.