Психотехничность
Психотехни́чность, ориентированность психологического знания (теорий, направлений, подходов, процедур и методов) на практику работы с психической и духовной жизнью человека; психологическая инструментальность, оснащённость тех или иных психических процессов, личностных проявлений и поведения специфическими социопсихологическими средствами; методологический подход в построении, описании и объяснении процессов психологической практики; свойство чего-либо психотехнического. Понятие «психотехничность» образовано от термина «психотехника», который ввёл в науку немецкий психолог В. Штерн (Ждан. 2004. С. 302). В 1900 г. в работе «Дифференциальная психология и её методические основы» («Die differentielle psychologie in ihren methodischen grundlagen») Штерн впервые применил термин «психотехника», чтобы обозначить отличие зарождающейся практики психологического воздействия на человека от «психогностики» – практики психологического познания человека. Предмет психотехники Штерн определял как «практическое влияние человека на человека» (Штерн. 1998. С. 16). Штерн стал одним из создателей психотехники как прикладной отрасли психологии и внёс большой вклад в разработку её проблем (Вильям Штерн как психолог. 1998. С. 331). Основателем прикладной психологии и психотехники как её части является Г. Мюнстерберг (Ждан. 2004. С. 302; Мюнстерберг. 1922–1925), поскольку именно Мюнстерберг «оформил психотехнику в самостоятельную область знания» (Ждан. 2004. С. 303), определив её как всю совокупность идей о практическом приложении психологии к задачам культуры (Мазилов. 2017. С. 202). «Психотехника есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры» – такими словами открывается общая часть фундаментальной работы Мюнстерберга «Основы психотехники» (Мюнстерберг. 1922. С. 1).
Первоначально термин «психотехника» применялся в отечественной психологии в качестве синонима понятия «индустриальная психология» или «техника психологии». В настоящее время в значении «индустриальная психология» понятие психотехники используется только в историческом контексте в психологии труда. В психологии, а также в ряде социальных наук и духовных практик понятие «психотехника» употребляется при обозначении методов, методических приёмов или их систем, применяемых для оказания психологического воздействия на человека или для саморегуляции личности.
Особую значимость психотехники для решения вопросов психологии Л. С. Выготский видел в том, что методологией психотехники является практика – «краеугольный камень» и перспектива развития психологии как науки (Выготский. 1982. С. 388). По мысли Выготского, целью психологии является «психотехника – в одном слове, т. е. научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением» (Выготский. 1982. С. 389). Психотехника в силу своей ориентированности на практику «вносит переворот в развитие науки и обозначает эпоху в ее развитии» (Выготский. 1982. С. 390). Понятие «психотехничность» в работах Выготского не встречается, но есть упоминания о психотехнических испытаниях и психотехнических науках. Культурно-историческая психология Выготского, по признанию Ф. Е. Василюка, является психотехнической по изначальному замыслу, по своему методологическому «генотипу» (Василюк. 1992). Данную точку зрения разделяет А. А. Пузырей, когда пишет: «...главным в идее метода культурно-исторической психологии является то, что исследование должно быть непосредственно и органически включено в практическое – психотехническое – действие» (Пузырей. 2005. С. 168). Образцом реализованного психотехнического подхода является теория поэтапного формирования умственных действий, предложенная П. Я. Гальпериным (Василюк. 1992).
Крупный вклад в развитие и обогащение идей Л. С. Выготского о психотехнике применительно к психологической практике внёс Ф. Е. Василюк, который писал, что психологическая практика нуждается в особой психотехнической теории, поскольку «не может продуктивно развиваться без теории, и в то же время она не может рассчитывать на академическую теорию» (Василюк. 1992. С. 20). Эвристичность позиции Василюка состоит в том, что, как он полагает, для психологической практики нужна особого типа теория, которую Василюк называет «психотехнической». Автор использует также следующие понятия: психотехническое (по)знание, психотехническая методология, психотехнические исследования, психотехнический подход, психотехническая система, психотехническая постановка проблемы, психотехническая суть проблемы, психотехнический тип психологического эксперимента, психотехническая реальность, психотехнический процесс, психотехнический проект, психотехническая практика, психотехнические действия, психотехнические приёмы, психотехническое мышление, психотехническая работа-с-объектом, психотехнический метод, психотехническая ситуация и др. Особый интерес для понимания феномена психотехничности представляют результаты сопоставительного анализа психотехнического и естественно-научного познания. Процедуры психотехнического познания Василюк описывает как гибкие, уникальные, тонко реагирующие на текущую ситуацию опыта, создающие для человека оптимальную ситуацию для самопознания и самораскрытия (Василюк. 1992). Им создана авторская психотехническая система – понимающая психотерапия. Понятие «психотехничность» Василюк применяет в работе «Переживание и молитва» в качестве одной из характеристик методологического облика разработанной им синергийной психотерапии, отмечая, что психотехничность определяет отношения синергийной психотерапии с психологией и задает её эпистемологический тип (Василюк. 2005. С. 184).
В. И. Олешкевич изучает психотехнику прежде всего как явление культуры, с точки зрения инкорпорированных в неё механизмов воспроизводства человеческого сознания (Олешкевич. 2002. C. 4). Это означает, что можно говорить, например, о психотехнике, существующей в католической психотехнической культуре, протестантской психотехнической культуре, психотехнической культуре дзен-буддистского монастыря и т. п. Психотехника отнюдь не сводится к набору техник: в неё включаются ценности, идеологии, представления о мире, о человеке. Она трактуется Олешкевичем, во-первых, как техника производства и воспроизводства сознания; во-вторых, как элемент самосознания человека; в-третьих, как форма развития сознания и самосознания (Олешкевич. 2002. C. 22). Психологические концепции являются производными от психотехнических структур человеческого опыта, и, поскольку на протяжении десятилетий психотехническая культура изменяется, вместе с ней изменяются и представления о психике. В связи с этим психотехнические реальности являются основой для психологических концепций и практик, которые их рефлектируют (Олешкевич. 2013. С. 692), что создаёт возможность исследования истории психологии как истории психотехники, которая скрывается за психологическими концепциями (Олешкевич. 2007). На современном этапе развития общества существуют возможности построения новых связей между психологической наукой и психологической практикой, что, в свою очередь, создаёт возможность для построения новых, более эффективных систем психологического образования (Олешкевич. 2013).
Понятие «психотехничность» применяется в академической психологии, методологии психологии, психологических, педагогических, социальных и духовных практиках.
Актуальность понятия «психотехничность» связана, в частности, с развивающимся психотехническим контекстом научных исследований. Изучаются существенные признаки психотехничности в отношении психологических дисциплин, ставящих целью соединение психологической теории и практики в целостную концепцию – психотехнику – в сфере психологической помощи; имеющие «методологическое значение для понимания, исследования и формирования развивающих ситуаций в психотехническом ключе, т. е. для формулирования психотехнических средств развивающей работы» (Желябин. 2014. С. 229). Предпринята попытка выделения критериев психотехничности психологических теорий личности. К числу таких критериев А. В. Желябин относит: 1) ориентированность теории личности на практическое применение, взаимно обогащающее сочетание теории и практики; 2) субъектность участников психологической практики; активность всех участников психологического контакта в формировании ситуации; 3) достижение в ходе психологической практики личностного контакта между психотерапевтом и клиентом, в результате чего достигается образование новой общности – «совокупного субъекта»; 4) выбор в качестве центрального предмета исследования эффективно работающего практического метода (Желябин. 2016).
Психотехничность как методологический подход востребована в настоящее время и в связи с тем, что психотехнический подход «хорошо описывает и объясняет процессы психологической практики» (Колпачников. 2012. С. 163). Кроме того, психотехничность как методологический принцип даёт возможность понимания и объяснения функционирования различных аспектов психической жизни человека, например личностного саморазвития как специфической деятельности (Низовских. 2010). О. В. Лукьянов трактует психотехничность как психологическую практичность, выступающую одной из необходимых черт новых подходов в изучении проблемы становления идентичности личности на современном этапе (Лукьянов. 2009. С. 154). А. А. Пузырей критикует психотехнику как технику работы с психикой в её «буквальном», сугубо инструментальном, редуцирующем смысле, не учитывающем личностное присутствие психопрактика и психотерапевта (Пузырей. 2005). Современные массовые формы психопрактики и психотехнической «масс-культуры» используют отдельные психотехники вне более широкого контекста, в котором они рождались и вне которого их применение может вести к прямо противоположным результатам или быть, по крайней мере, непредсказуемым (Пузырей. 2005). Психотехника понимаемая в узком, редуцирующем смысле слова, является техникой манипулирования, она лишена духовно-личностного измерения.