Клеша
Кле́ша (санскр. क्लेश – боль, беспокойство, тревога, гнев), в индийской философии аффект, неблагое состояние сознания, приводящее к закабалению в сансаре.
В философии йоги (Патанджали, Вьяса и др.) насчитывается 5 клеш: неведение (авидья), эгоцентризм (асмита), страсть (рага), ненависть (двеша), привязанность ко всему мирскому (абхинивеша).
В буддийской философии клеша представляет собой одно из базовых понятий. Это дхарма, характеризующаяся отсутствием покоя и порождающая беспокойство тела и сознания, что приводит к закабалению личности в сансаре. Согласно тхеравадским школам, аффективные препятствия (клеша-аварана), помрачающие сознание, должны быть устранены из него для обретения нирваны. В махаяне устранение аффективных препятствий – только 1-й этап пути к просветлению; 2-й состоит в устранении эпистемологических препятствий (джнея-аварана), или ложных взглядов, которые сами по себе не являются аффективно нагруженными, но способствуют росту аффектов (клеш) и препятствуют их искоренению.
В буддийских трактатах приводится следующий список клеш:
основные – аффективное невежество (моха), беспечность (прамада), праздность (каушидья), безверие (ашраддхья), равнодушие (стьяна), беспокойство (ауддхатья);
вторичные – гнев (кродха), враждебность (упанаха), притворство (шатхья), зависть (иршья), злоба (прадаса), лицемерие (мракша), жадность (матсарья), самообольщение (майя), довольство собой (мада), склонность к насилию (вихимса), страсть (рага), отвращение (пратигха), самомнение (мана), неведение (авидья), сомнение (вичикитса).