Четыре благородные истины
Четы́ре благоро́дные и́стины (санскр. चत्वारि आर्यसत्यानि, пали चत्तरि अरियसच्चानि), основные положения буддизма, составляющие сущность его доктрины и разделяемые всеми буддийскими школами. Согласно легенде, сформулированы Буддой Шакьямуни во время его первой проповеди в Бенаресе: 1) существует страдание (духкха), которым объяты все формы существования, включая богов; нижний уровень страдания – недовольство, несогласие, неудовлетворённость; верхний – боль, мучение, смерть; 2) существует причина (самудайя) страдания, которая включает в себя три вида желания, или привязанности, – жажда страсти, бытия (в том числе и посмертного существования) и небытия (несуществования), в том числе и после смерти, которые суть движители колеса рождений (сансары); 3) существует прекращение (ниродха) действия причины страдания, представляющее собой забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними помрачений сознания; 4) существует путь (марга), ведущий к освобождению от страданий, – благородный восьмеричный путь правильных воззрений, размышлений, речей, действий, способов – поддержания жизни, приложения сил, памятования и сосредоточения. Эти четыре истины положены в основу классификации всех буддийских доктрин; например, космология относится к первой истине, а этика – к третьей. В махаяне и ваджраяне классификация отходит на второй план, однако обучение мирян и неофитов и здесь начинается с четырёх благородных истин. Обычно их сравнивают: первую – с болезнью, вторую – с её диагностикой, третью – с процессом излечения и четвёртую – с лекарственными снадобьями, необходимыми для этого.