Дзогчен
Дзогче́н (тибет. རྫོགས་ཆེན་ – сокращение от дзогпа ченпо, тибет. རྫོགས་པ་ཆེན་པོ་ – великое совершенство), тайное учение тибeтской буддийской школы ньингма (считается высшей ступенью практики, называемой Ати-йогой, совершенной йогой).
Согласно традиции, утверждение Дзогчена в Тибете, равно как и истоки самой школы ньингма, связаны с деятельностью Падмасамбхавы, пандита, пришедшего в Тибет в правление тибетского царя Трисонг Дэцэна (около 755–797). Учение Дзогчен тесно связано с движением тибетского буддизма, возникшим в 19 в. в русле ньингмапинской традиции в Риме́ (тибет. རིས་མེད་), последователи которого исходят из того, что, помимо изучения и практики традиции собственной школы, необходимо также осваивать методы практики других школ. Первый учитель Дзогчена «нашей кальпы» – Гараб Дордже (Прахеваджра, 1 в.) – изложил сущность этого учения в «Трёх заветах». После него «держателями знания» (видьядхарами) Дзогчена были: Манджушримитра (1 в.), Шри Сингха (3 в.), Джнянасутра (6–7 вв.). К числу видных теоретиков и практиков Дзогчена относятся: Лонгчен Рабжампа (Нацог Рандол, 1308–1363), Далай-лама V (Нгаванг Лобзанг Гьяцо, 1617–1682), Джигме Лингпа (1730–1798), Джигме Гьялве Ньюгу (1765–1843), Патрул Ринпоче (1808–1887).
В Дзогчене различаются: обыденное сознание – сэм (тибет. སེམས་) и состояние чистого осознавания, мгновенного присутствия изначального знания – ригпа (རིག་པ་), не «загрязнённое» субъективными эмоциями и желаниями индивида. Всё, что происходит в реальности, рассматривается в Дзогчене как проявление или «игра» этого изначального осознавания. Практика Дзогчена основана на прямом введении адепта в состояние ригпа через непосредственный контакт с учителем. «Двухчастный» путь совершенствования в Дзогчене основан на изначальной чистоте – кадаг (ཀ་དག་) и спонтанном присутствии – лхундруп (ལྷུན་གྲུབ་). Их единство соответствует единству искусных средств (упая, тибет. ཐབས་) и мудрости (праджня, тибет. ཤེས་རབ་), имеющему принципиальное значение в догматике и практике тантрийских буддийских школ. Реализация этого единства в конечном счёте приводит адепта Дзогчена к достижению освобождения при жизни (дживанмукта).
На Западе учение Дзогчен распространилось благодаря усилиям Намкхая Норбу Ринпоче (1938–2018), Далай-ламы XIV и других тибетских учителей. В России значительную роль в знакомстве с учением Дзогчен сыграла деятельность Б. Д. Дандарона и его учеников.