Поведение привязанности
Поведе́ние привя́занности (англ. attachment behavior), вид поведения детёнышей многих видов млекопитающих и птиц, направленный на обеспечение близости или физического контакта с родительской особью. Понятие используется в теории привязанности Дж. Боулби (Bowlby. 1969).
В основе поведения привязанности лежит биологическая потребность детёныша в защите от угрожающих факторов внешней среды. У человеческого младенца поведение привязанности активизируется в ситуациях опасности и при ощущении тревоги, что имеет место в ситуациях сепарации с фигурой привязанности (в большинстве случаев с матерью).
В изучении поведения привязанности человеческого младенца Боулби опирался на данные этологии о различных аспектах развития отношений между детёнышами и родителями у приматов и птиц. Опора на филогенетические предпосылки, а также проведённые исследования позволили Боулби сделать вывод, что поведение привязанности человеческого младенца подкрепляется не удовлетворением его физиологических потребностей матерью, как считалось в психоанализе, а обратной связью от близких взрослых в ответ на попытки младенца установить с ними контакт (Schaffer. 1964; Bowlby. 1969). Поведение привязанности человеческого младенца Боулби рассматривает как один из видов социального поведения, в основе которого лежит биологическая функция поиска и установления близости и контакта.
Ведущую роль в индивидуальной траектории формирования системы поведения привязанности играет характер отношений в диаде «ребёнок – взрослый» на первом году жизни, такие характеристики фигуры привязанности, как доступность, чувствительность и надёжность. Базовыми критериями для описания качества индивидуального поведения привязанности являются надёжность и ненадёжность сформировавшейся привязанности. При помощи экспериментальной методики М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» были описаны четыре типа привязанности, один надёжный и три ненадёжных: избегающий, амбивалентный и дезорганизующий (Ainsworth. 1969; Main. 1986).
Активное проявление поведения привязанности при сепарации с фигурой привязанности наблюдается до 36 месяцев (Bowlby. 1969). В раннем детстве, с начала второго года жизни, ребёнок начинает проявлять паттерны поведения, соответствующие сформированной у него рабочей модели привязанности. Начиная с четвёртого года жизни и далее на фоне разнообразных онтогенетических изменений контакт и близость с матерью становятся не столь критичными и значимыми для ребёнка. Однако паттерны поведения привязанности, сформированные в ранних детско-родительских отношениях, проявляются в других типах отношений индивида на протяжении его дальнейшего развития (Fraley. 1998; Fagot. 1990; Mikulincer. 1991; Crowell. 1999; Anders. 2000).