Сепарация (в теории привязанности)
Сепара́ция (англ. separation), травматическое событие краткосрочной или длительной разлуки с фигурой привязанности. Понятие используется в теории привязанности Дж. Боулби (Bowlby. 1960; 1969; 1982).
Сепарация с матерью или иной основной фигурой привязанности вызывает у ребёнка на ранних этапах развития острое переживание тревоги (сепарационная тревога) и горя. Длительная сепарация с фигурой привязанности, отягощённая пребыванием в незнакомой обстановке, у ребёнка сопровождается стадиально развивающимся процессом горевания, который в особых случаях может сохранять свою интенсивность в течение длительного времени. К четырёхлетнему возрасту, как правило, значение матери как основной фигуры привязанности начинает ослабевать, у ребёнка формируются разнообразные отношения с другими людьми, фигур привязанности становится больше и краткосрочные разлуки с матерью уже не вызывают острых переживаний.
Наблюдения за поведением ребёнка раннего возраста в экспериментальных и естественных условиях краткосрочной и длительной сепарации с матерью являются основным методом при изучении поведения привязанности (Robertson. 1952; Bowlby. 1956; 1960; 1969; 1982; Ainsworth. 1969). В частности, лабораторная экспериментальная методика «Незнакомая ситуация» предусматривает несколько эпизодов расставания и воссоединения ребёнка второго года жизни с матерью, в ходе которых экспериментатор фиксирует паттерны поведения ребёнка, свидетельствующие о типе привязанности, сформированном в период младенчества (Ainsworth. 1969). Тщательные наблюдения за детьми, вынужденно оказавшимися в ситуации длительной или относительно длительной сепарации с матерью в период пребывания в больницах или домах ребёнка, позволили исследователям зафиксировать острые переживания тревоги и горя, а также обнаружить и описать стадии горевания ребёнка, тем самым расширив и обогатив эмпирические данные, подтверждающие теорию привязанности Дж. Боулби (Robertson. 1952; Bowlby. 1960).
Ранний опыт относительно длительной сепарации впоследствии негативно отражается на самоэффективности и самооценке личности, а также способности к эмпатии (Bowlby. 1956; 1982). Длительная сепарация с матерью или её отказ от ребёнка может приводить к проявлению делинквентного поведения в подростковом и последующих возрастах (Bowlby. 1946; 1982).