Привязанность (в теории привязанности)
Привя́занность (англ. attachment), эмоциональная связь, формирующаяся между ребёнком и ухаживающим за ним взрослым в ходе их регулярных взаимодействий. В психологии понятие привязанности раскрыто в теории привязанности Дж. Боулби (Bowlby. 1969).
Боулби описывает привязанность ребёнка к матери или иному ухаживающему взрослому как эмоциональную связь, сформированную в процессе регулярных взаимодействий диады, где взрослый является гарантом чувства защищённости ребёнка в угрожающих ситуациях, а также источником формирования его доверия к миру и окружающим. Чувство защищённости и базовое доверие, в свою очередь, позволяют ребёнку свободно проявлять исследовательское и поисковое поведение, способствуют развитию навыков самостоятельности и саморегуляции.
Формирование привязанности у ребёнка, согласно Боулби, происходит в возрасте от 0 до 36 месяцев и протекает в четыре этапа: 1) ориентировка и неизбирательная адресация сигналов любому лицу (слежение глазами, цепляние, улыбка, лепет); 2) выделение основного лица и сосредоточение на нём; 3) использование взрослого в качестве «надёжной базы» для исследовательского поведения и источника чувства защищённости; 4) регулируемое или целекорректируемое партнёрство.
Исследования показывают связь между качеством отношений в диаде «ребёнок – взрослый» с паттернами сформированной у ребёнка привязанности. Эксперименты и наблюдения М. Эйнсворт позволили выделить три типа привязанности: надёжный, амбивалентный и избегающий (Ainsworth. 1971). Х. Р. Шаффер и П. Эмерсон выявили признаки сильной и слабой привязанности (Schaffer. 1964). В ходе исследований также были обнаружены факторы, определяющие качество привязанности, в том числе отзывчивость матери, её чувствительность к сигналам ребёнка, готовность инициировать взаимодействие с ним (Schaffer. 1964; Ainsworth. 1971).