Избегающий тип привязанности
Избега́ющий тип привя́занности (англ. avoidant attachment), набор паттернов поведения привязанности ребёнка 12–18 месяцев, характеризующийся отсутствием поиска контакта и утешения от матери в незнакомой обстановке, в ситуациях разлуки и воссоединения (Patterns of attachment. 1978). Избегающий паттерн поведения привязанности впервые был выявлен и классифицирован в отдельную группу ненадёжных типов привязанности (А) М. Эйнсворт с помощью авторской экспериментальной методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth. 1969).
В своих исследованиях М. Эйнсворт отталкивалась от предположения, что даже короткая разлука с ухаживающим взрослым в незнакомой ребёнку ситуации должна запустить поведение привязанности (Bowlby. 1982). Однако наряду с большинством детей, демонстрирующих надёжную привязанность (исследовательскую активность в присутствии матери, расстройство в её отсутствие и радость и поиск утешения при её возвращении), были также обнаружены дети, которые выглядели отстранённо во время пребывания рядом с матерью, слабо выражали беспокойство при разлуке с ней и не искали контакта по её возвращении, игнорировали её попытки утешения, предпочитая утешаться самостоятельно (Patterns of attachment. 1978).
Наблюдения за взаимодействиями в диаде «мать – ребёнок» в первые три месяца жизни таких детей показали, что их матери чаще эмоционально обеднены, не поощряют близкий физический контакт, отвергают или игнорируют потребность ребёнка в эмоциональном контакте.
Избегающие дети развивают адаптивную стратегию минимальных проявлений поведения привязанности и выражения беспокойства, чтобы избежать наказания, дистанцирования или отвержения со стороны фигуры привязанности, испытывающей дискомфорт от близкого контакта (Fagot. 1990). Другими словами, такие дети деактивируют свою систему привязанности ради защиты от дальнейшего стресса. Защитный характер поведения таких детей подтверждают данные, указывающие на то, что в спокойной, не угрожающей обстановке избегающие дети вступают в близкий контакт с ухаживающим взрослым (Grossmann. 1986).
Исследования показывают, что дети с избегающей привязанностью в раннем и дошкольном возрасте сложнее вступают в контакт со сверстниками по сравнению с детьми с надёжной привязанностью (Fagot. 1990). Была также установлена связь между детской избегающей привязанностью и поведением привязанности во взрослом возрасте. С помощью опросников и интервью, направленных на измерение привязанности у взрослых (Crowell. 1999), были найдены похожие избегающие паттерны защитного поведения при регуляции близости в стрессовых или угрожающих ситуациях (Fraley. Airport separations. 1998; Mikulincer. 1993). Избегающие взрослые также предпочитают скрывать недовольство, беспокойство в отношениях и выражать минимальное количество признаков привязанности по отношению к романтическому партнеру (Fraley. Dismissing-avoidance ... 1998; 1999).
Взрослые с избегающими паттернами привязанности в романтических отношениях реже делятся своими переживаниями, менее склонны к физической и эмоциональной близости, к гореванию при расставании по сравнению с теми, у которых не наблюдаются избегающие паттерны привязанности (Anders. 2000; Mikulincer. 1991; Fraley. Adult attachment patterns. 1998; 1999).