Научные теории, концепции, гипотезы, модели

Типы привязанности

Ти́пы привя́занности, концепция, дополняющая и описывающая паттерны ребёнка 12–18 месяцев в отношениях с ухаживающим взрослым. Основными понятиями для описания типов привязанности являются надёжность (secure) и ненадёжность (insecure) привязанности ребёнка к , т. е. к матери или основному ухаживающему взрослому.

Концепция возникла на базе ранних индивидуальных различий в паттернах поведения привязанности, проведённых () с помощью разработанной автором («Strange situation»). Эта методика предполагает последовательность ситуаций разлуки и воссоединения ребёнка с матерью и позволяет измерить реакции ребёнка в ответ на и воссоединение, а также его поисковую активность и особенности взаимодействия с матерью в незнакомой для него ситуации.

В ходе первых экспериментов с использованием этой методики, в которых приняли участие 56 здоровых младенцев 11–12 месяцев, исследователями были выявлены следующие типы поведения привязанности:

(группа B) – ребёнок свободно проявляет исследовательское поведение в незнакомой ситуации, заинтересован в контакте и близости с фигурой привязанности, в ситуации опасности и сепарации активно проявляет негативные эмоции, при воссоединении принимает защиту и утешение от фигуры привязанности;

(группа A) – ребёнок чаще не ищет контакта с фигурой привязанности, не выражает или слабо выражает негативные эмоции в ситуации сепарации с ней, не ищет у неё защиты и утешения при воссоединении, предпочитая утешаться самостоятельно;

(группа C) – ребёнок активно ищет контакт с фигурой привязанности, выражает негативные эмоции, в том числе злость, в ситуации сепарации с ней, стремится к фигуре привязанности при воссоединении, но не принимает защиту и утешение от фигуры привязанности и не утешается самостоятельно.

Позднее был выделен (группа D) (). При дезорганизующем типе привязанности ребёнок не демонстрирует какой-либо организованной стратегии поведения в ситуациях сепарации и воссоединения как при поиске контакта с фигурой привязанности, так и при достижении близости с ней. В поведении ребёнка с дезорганизующим типом привязанности встречаются комбинации паттернов поведения избегания и сопротивления.

Последующие исследования в области поведения привязанности были посвящены изучению различных аспектов типов привязанности, например особенностей поведения привязанности в различных культурах (), причин и следствий формирования определённого типа поведения привязанности (; ), а также детской привязанности как предиктора поведения в отношениях во взрослом возрасте (; ; ; ).

  • Психологические термины
  • Психологические концепции