Амбивалентный тип привязанности
Амбивале́нтный тип привя́занности (англ. ambivalent attachment, resistant attachment), набор паттернов поведения привязанности ребёнка 12–18 месяцев, характеризующийся противоречивостью поведения в незнакомой обстановке в ситуациях разлуки и воссоединения, что проявляется в интенсивной негативной реакции на разлуку с матерью, поиске контакта и утешения у матери и одновременно – их непринятии (Patterns of attachment. 1978). Амбивалентный тип впервые был выявлен и отнесён в отдельную группу ненадёжных типов привязанности (С) М. Эйнсворт с помощью авторской экспериментальной методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth. 1969).
Результаты экспериментальных исследований показывают, что дети с амбивалентным типом привязанности характеризуются слабо развитой автономностью исследовательской деятельности в незнакомой обстановке, бурной негативной реакцией на разлуку с матерью. При возвращении матери такие дети выражают потребность в утешении и контакте с ней, одновременно проявляя злость и сопротивление по отношению к матери (Cassidy. 1994).
Наблюдения за отношениями в диаде «мать – ребёнок» в домашней обстановке показывают, что матери амбивалентных детей часто вмешиваются в исследовательскую деятельность ребёнка, недоступны и непоследовательны в своих реакциях на сигналы ребёнка (Cassidy. 1994). Сочетание таких противоречивых паттернов материнского поведения, как вмешательство в деятельность ребёнка и недоступность, формирует у ребёнка представление о матери как о непоследовательной, а вслед за этим – повышенную зависимость ребёнка от матери и снижение уровня его автономности в стрессовых ситуациях (Isabella. 1991).
Наблюдения показывают, что в период новорожденности дети с амбивалентным типом привязанности менее активны по сравнению с другими детьми (Egeland. 1984), а в три месяца – реже играют с игрушками, чем другие дети (Lewis. 1989). Японские исследователи отмечают, что дети с амбивалентным типом привязанности более раздражительны, чем дети из группы с надёжным типом привязанности (Miyake. 1985). Ряд данных говорит в пользу наличия слабой связи между темпераментом ребёнка и поведением привязанности (Goldsmith. 1987).
Дети раннего возраста с амбивалентным типом привязанности чаще других апеллируют к сигналам от матери в различных социальных ситуациях, например, относя объект к категории приятных или неприятных (Cassidy. 1994). Такие дети реже инициируют и направляют игру со сверстником по сравнению с детьми с надёжной и избегающей привязанностью (Pastor. 1981). В дошкольном периоде дети с амбивалентным типом привязанности более зависимы и беспомощны по сравнению с другими сверстниками (Cassidy. 1994).
В ходе исследований привязанности во взрослом возрасте по результатам опросов и интервью была выявлена группа «одержимых отношениями», у которых были обнаружены проблемы сепарации в отношениях с родителями и романтическими партнёрами. Такие черты поведения в отношениях взрослых перекликаются с паттернами детской привязанности амбивалентного типа (Cassidy. 1994). Исследование матерей из данной группы показало, что они не поддерживают автономность своих детей и вмешиваются в их игры и деятельность (Haft. 1989).