Методика «Незнакомая ситуация»
Мето́дика «Незнако́мая ситуа́ция», экспериментальная методика, направленная на определение типа привязанности ребёнка в возрасте от 12 до 18 месяцев. Методика разработана психологом, исследователем поведения привязанности М. Эйнсворт совместно с Б. Уиттиг (B. Wittig), работавшей под её руководством (Ainsworth. 1969). Методика содержит последовательность из восьми экологичных эпизодов, включающих взаимодействие, разлуку (сепарацию) и воссоединение ребёнка с матерью, которые приводят к проявлению поведения привязанности у ребёнка в незнакомых ему лабораторных условиях.
Ход эксперимента по методике «Незнакомая ситуация» представляет собой реализацию следующего сценария:
эпизод 1: мать с ребёнком располагаются в оснащённом игрушками, безопасном лабораторном помещении, где могут взаимодействовать и исследовать обстановку;
эпизод 2: к матери с ребёнком присоединяется незнакомая женщина (экспериментатор), которая инициирует взаимодействие с ребёнком в присутствии матери;
эпизод 3: мать выходит из помещения, оставляя ребёнка с незнакомой женщиной (экспериментатором);
эпизод 4: мать возвращается в помещение;
эпизод 5: незнакомая женщина (экспериментатор) покидает помещение, оставляя мать с ребёнком;
эпизод 6: мать покидает помещение, оставляя ребёнка одного;
эпизод 7: незнакомая женщина (экспериментатор) возвращается в помещение к ребёнку;
эпизод 8: мать возвращается в помещение к ребёнку.
В ходе процедуры, занимающей около 20 минут, экспериментатор наблюдает и фиксирует реакции ребёнка в каждом эпизоде (в ответ на разлуку и воссоединение с матерью и незнакомой женщиной), его поисковую активность и особенности взаимодействия с матерью и экспериментатором в незнакомых для ребёнка условиях (Ainsworth. 1971).