Научные методы исследования

Методика «Незнакомая ситуация»

Мето́дика «Незнако́мая ситуа́ция», экспериментальная методика, направленная на определение ребёнка в возрасте от 12 до 18 месяцев. Методика разработана психологом, исследователем поведения привязанности совместно с Б. Уиттиг (B. Wittig), работавшей под её руководством (). Методика содержит последовательность из восьми экологичных эпизодов, включающих взаимодействие, разлуку () и воссоединение ребёнка с матерью, которые приводят к проявлению у ребёнка в незнакомых ему лабораторных условиях.

Ход эксперимента по методике «Незнакомая ситуация» представляет собой реализацию следующего сценария:

эпизод 1: мать с ребёнком располагаются в оснащённом игрушками, безопасном лабораторном помещении, где могут взаимодействовать и исследовать обстановку;

эпизод 2: к матери с ребёнком присоединяется незнакомая женщина (экспериментатор), которая инициирует взаимодействие с ребёнком в присутствии матери;

эпизод 3: мать выходит из помещения, оставляя ребёнка с незнакомой женщиной (экспериментатором);

эпизод 4: мать возвращается в помещение;

эпизод 5: незнакомая женщина (экспериментатор) покидает помещение, оставляя мать с ребёнком;

эпизод 6: мать покидает помещение, оставляя ребёнка одного;

эпизод 7: незнакомая женщина (экспериментатор) возвращается в помещение к ребёнку;

эпизод 8: мать возвращается в помещение к ребёнку.

В ходе процедуры, занимающей около 20 минут, экспериментатор наблюдает и фиксирует реакции ребёнка в каждом эпизоде (в ответ на разлуку и воссоединение с матерью и незнакомой женщиной), его поисковую активность и особенности взаимодействия с матерью и экспериментатором в незнакомых для ребёнка условиях (Ainsworth. ).

Исследование по методике «Незнакомая ситуация».

  • Психологические термины
  • Классические психологические эксперименты