Дезорганизующий тип привязанности
Дезорганизу́ющий тип привя́занности (англ. disorganized attachment), набор паттернов поведения привязанности ребёнка 12–18 месяцев, характеризующийся отсутствием направленной стратегии в ответ на ситуацию разлуки и воссоединения с фигурой привязанности. Дезорганизующий тип впервые был выявлен и классифицирован в отдельную группу ненадёжных типов привязанности (D) М. Мейн (Main. 1986) с помощью экспериментальной методики М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» (1969).
Дезорганизующий тип привязанности был выделен позднее других типов поведения привязанности как не соответствующий ни одной из ранее выделенных М. Эйнсворт групп А, В, С (Main. 1986). В ходе экспериментальной проверки с использованием методики «Незнакомая ситуация» было обнаружено, что дезорганизующее поведение ребёнка в стрессовой новой обстановке, а также в ответ на разлуку и последующее воссоединение с фигурой привязанности характеризуется следующими признаками (Main. 1990):
отсутствием направленности действий или выраженной стратегии поведения;
выраженными стереотипными движениями;
противоречивостью в поведении;
оцепенением или неподвижностью на протяжении заметного количества времени;
выраженной боязнью родителя.
Противоречивость в поведении детей с дезорганизующим типом привязанности проявляется в чрезмерной негативной реакции ребёнка в ответ на разлуку с родителем и выражении равнодушия при встрече с ним. Ненаправленность поведения может проявляться в поиске близости с экспериментатором, а не с родителем, который находится рядом, после ситуации разлуки. Стереотипность движений может выражаться, например, в повторяющемся потягивании себя за волосы в очевидно стрессовой для ребёнка ситуации в присутствии родителя рядом (Main. 1990).
Дезорганизующее поведение привязанности не просто причудливо непоследовательно – оно свидетельствует о высоком уровне стресса и тревоги, для которых нет выхода и разрешения, т. к. фигура привязанности является не только потенциальной гарантией безопасности, но и источником страха и стресса (Van IJzendoorn. 1999). В основе поведения привязанности дезорганизующего типа лежат страх и отсутствие у ребёнка однозначного понимания того, является ли родитель защитой или угрозой, что является следствием проявления родителем в адрес ребёнка и заботы, и насилия. Исследования показали, что, помимо абьюзивного поведения родителя, причиной формирования дезорганизующего типа привязанности может быть переживаемая родителем значимая потеря или другие травматичные переживания (Van IJzendoorn. 1995).
Дети с дезорганизующим типом привязанности наиболее подвержены стрессовым факторам в младенческом возрасте (Spangler. 1993). В раннем и дошкольном возрасте такие дети чаще выражают агрессию по отношению к сверстникам по сравнению с другими детьми. В подростковом периоде дети с дезорганизующим типом привязанности склонны к диссоциативным расстройствам психики (Hesse. 1998; Carlson. 1998).
Согласно многочисленным исследованиям, дезорганизующий тип привязанности является значимым фактором для образования во взрослом возрасте различных психопатологий, среди которых наиболее часто встречаются диссоциативное расстройство идентичности, пограничное расстройство личности и расстройства поведения (Boris. 1997; Lyons-Ruth. 1996; Zeanah. 1997; Lyons-Ruth. 2008).