Психические, психофизиологические процессы или явления

Дезорганизующий тип привязанности

Дезорганизу́ющий тип привя́занности (англ. disorganized attachment), набор паттернов ребёнка 12–18 месяцев, характеризующийся отсутствием направленной стратегии в ответ на ситуацию разлуки и воссоединения с . Дезорганизующий тип впервые был выявлен и классифицирован в отдельную группу ненадёжных (D) М. Мейн () с помощью экспериментальной (1969).

Дезорганизующий тип привязанности был выделен позднее других типов поведения привязанности как не соответствующий ни одной из ранее выделенных групп А, В, С (). В ходе экспериментальной проверки с использованием методики «Незнакомая ситуация» было обнаружено, что дезорганизующее поведение ребёнка в стрессовой новой обстановке, а также в ответ на разлуку и последующее воссоединение с фигурой привязанности характеризуется следующими признаками ():

  • отсутствием направленности действий или выраженной стратегии поведения;

  • выраженными стереотипными движениями;

  • противоречивостью в поведении;

  • оцепенением или неподвижностью на протяжении заметного количества времени;

  • выраженной боязнью родителя.

Противоречивость в поведении детей с дезорганизующим типом привязанности проявляется в чрезмерной негативной реакции ребёнка в ответ на разлуку с родителем и выражении равнодушия при встрече с ним. Ненаправленность поведения может проявляться в поиске близости с экспериментатором, а не с родителем, который находится рядом, после ситуации разлуки. Стереотипность движений может выражаться, например, в повторяющемся потягивании себя за волосы в очевидно стрессовой для ребёнка ситуации в присутствии родителя рядом ().

Дезорганизующее поведение привязанности не просто причудливо непоследовательно – оно свидетельствует о высоком уровне и , для которых нет выхода и разрешения, т. к. фигура привязанности является не только потенциальной гарантией безопасности, но и источником страха и стресса (). В основе поведения привязанности дезорганизующего типа лежат страх и отсутствие у ребёнка однозначного понимания того, является ли родитель защитой или угрозой, что является следствием проявления родителем в адрес ребёнка и заботы, и насилия. Исследования показали, что, помимо абьюзивного поведения родителя, причиной формирования дезорганизующего типа привязанности может быть переживаемая родителем значимая потеря или другие травматичные переживания ().

Дети с дезорганизующим типом привязанности наиболее подвержены стрессовым факторам в (Spangler. 1993). В раннем и дошкольном возрасте такие дети чаще выражают по отношению к сверстникам по сравнению с другими детьми. В дети с дезорганизующим типом привязанности склонны к психики (; ).

Согласно многочисленным исследованиям, дезорганизующий тип привязанности является значимым фактором для образования во взрослом возрасте различных психопатологий, среди которых наиболее часто встречаются диссоциативное расстройство идентичности, пограничное расстройство личности и расстройства поведения (; ; ; ).

  • Психологические концепции
  • Психические состояния
  • Психологические термины