Внутренняя рабочая модель привязанности
Вну́тренняя рабо́чая моде́ль привя́занности, понятие в теории привязанности Дж. Боулби (Bowlby. 1969), служит для описания когнитивной структуры, состоящей из ментальных репрезентаций или представлений о себе, о других и об окружающем мире, которые складываются у ребёнка в ходе взаимодействий с ухаживающим взрослым в период от 0 до 36 месяцев и закрепляются в поведении привязанности в младенческом, раннем и последующих возрастах. Понятие «рабочая модель» заимствовано Боулби у К. Крейка (Craik. 1952) и родственно аналогичному понятию в теории Ж. Пиаже (Piaget. 1954).
Сложившаяся внутренняя рабочая модель является ориентиром в отношениях с фигурой привязанности и на протяжении жизни служит опорой для усвоения новой информации в различных социальных ситуациях, а также при выстраивании близких отношений, регулируя ожидания от партнёра и оценку себя в отношениях (Bretherton. 1999). Рабочая модель усложняется в процессе взросления, но остаётся устойчивой к существенным изменениям.
В зависимости от характера взаимодействия с фигурой привязанности в младенческом и раннем возрастах – доступности и надёжности фигуры привязанности – типы сложившихся внутренних рабочих моделей будут различаться по уровню следующих характеристик: 1) доверие к окружающим; 2) ценность себя; 3) самоэффективность в отношениях.