Политический поп-арт
Полити́ческий поп-а́рт (政事波普艺术, пиньинь Zhèngshì bōpǔ yìshù, также 政治波普, пиньинь Zhèngshì bōpǔ), направление в китайском изобразительном искусстве. Возникло в конце 1980-х гг.; в 1990-х гг. занимало одну из ведущих позиций на арт-сцене КНР.
Последователями политического поп-арта стали художники, ранее участвовавшие в движении «Новая волна 85», в их числе Ван Гуанъи, Ли Шань и Юй Юхань. Эти живописцы адаптировали для своих задач методы американского поп-арта. Начало этому положила выставка Р. Раушенберга в Национальном художественном музее Китая (NAMOC) в Пекине в 1985 г., однако её значение состояло не только в презентации поп-арта китайским художникам, но и в возможности для них познакомиться с творчеством западного художника в принципе, что создавало новое поле для свободной дискуссии о современном искусстве. Художники КНР первоначально воспринимали поп-арт как «инструмент для атаки на традиционный взгляд на китайскую эстетику» (Li Xianting. 1993. P. XXI). Время возникновения и развития было также обусловлено постепенными распространением культуры массового потребления и формированием арт-рынка в Китае (Yi Ying. 2011. P. 26).
Китайские художники (Ли Шань) частично переняли у представителей западного поп-арта приём коллажа и технику шелкографии, но всё же чаще писали маслом. Исследователь И Ин считает, что причина небольшого интереса представителей политического поп-арта к тиражным методам (например шелкографии) заключается в том, что они реагировали не на культуру консюмеризма (она только формировалась в КНР), а на китайский стиль жизни того времени, который пока не «присвоил» эту культуру, а лишь заимствовал её образ с Запада. (Yi Ying. 2011. P. 29).
Ключевым политическим фактором для становления политического поп-арта послужили тяньаньмэньские события 1989 г. Они заставили деятелей искусства отказаться от идеалистических представлений о модернизации общества, характерных для публичных дискуссий на китайской арт-сцене того времени. Художники, развивавшие собственные живописные методы под влиянием идей западной (Ван Гуанъи) и китайской (Ли Шань, Юй Юхань) философии, перешли к созданию сатирических работ, которые иллюстрировали их отношение к политическим событиям и влиятельным личностям, в особенности к Мао Цзэдуну (Li Xianting. 1993. P. XX). Например, Юй Юхань неоднократно изображал великого кормчего среди цветов [«Председатель Мао за разговором с крестьянами Шаошаня», 1999 (повторение работы 1991), собрание У. Сигга, Музей M+, Гонконг (Сянган)]: это абсурдное сочетание разрушало политическую мифологию вокруг этой фигуры. В свою очередь, Ли Шань посвятил Мао серию «Румяна» (1988 – около 2005): используя техники шелкографии и коллажа, акриловой и масляной живописи, Ли помещал на контрастный фон один и тот же портрет молодого вождя, чьё неоднозначное выражение лица наталкивало на мысль об амбивалентности его фигуры для людей, переживших «культурную революцию» 1966–1976 гг. («Румяна – цветок», 1995, собрание У. Сигга, Музей М+).
Политический поп-арт возник одновременно с циничным реализмом, однако более явно атаковал государственную идеологию и бросал вызов обществу через смешение образного строя социалистического реализма с символами рыночной экономики. Так, известная серия работ Ван Гуанъи «Великая критика» (1990–2007) включает в себя картины маслом, изображающие счастливых рабочих с социалистических агитационных плакатов в окружении логотипов западных компаний и товарных штрих-кодов («Кока-кола», 1994, частное собрание). Художник показывает, как преобразился с внедрением политики «реформ и открытости» Дэн Сяопина (с 1978) и экономическим ростом КНР светлый миф о социалистическом будущем, поддерживаемый государственной пропагандой.
Политический поп-арт родственен советскому соц-арту: работам Комара и Меламида, А. С. Косолапова, Л. П. Сокова.