Циничный реализм
Цини́чный реали́зм (玩世现实主义, пиньинь Wánshì xiànshí zhǔyì), направление в китайском изобразительном искусстве, возникшее в конце 1980-х гг.
Термин «циничный реализм» впервые появился в статье художественного критика Ли Сяньтина «Чувство скуки в китайском современном искусстве – анализ движения циничного реализма» (Ли. 1992). Определение «циничный» Ли подобрал взамен китайского слова «хулиган» (泼皮; по-пи), которое созвучно английскому «поп-» (Li Xianting. 2016). Термин «хулиганский», который критик использовал с 1989 г. для описания первых выставок художников циничного реализма, отсылал к наброску 1985 г. «Хулиган Ню Эр» (泼皮牛二; по-пи Ню Эр) художников Чжу Синьцзяна и Чжоу Цзинсиня, основателей школы «Новая вэньжэнь-хуа» (ср. Вэньжэнь-хуа). На этом рисунке изображён герой классического китайского романа «Речные заводи» Ню Эр: по мнению Ли Сяньтина, в его образе впервые проявилось игривое отношение к жизни, которое позднее стало отличительной чертой для живописи циничного реализма (Li Xianting. 1993. P. LXXXI).
Принято считать, что это направление возникло как реакция на тяньаньмэньские события 1989 г., за которыми последовало разочарование граждан в утопических представлениях о модернизации Китая (Кёппель-Ян. 2011. С. 98). Однако, по утверждению исследователя современного китайского искусства Гао Минлу, смена художественных тенденций назревала уже в 1987–1988 гг. (Gao. 2011. P. 28). После студенческих волнений в декабре 1986 г. всё сильнее звучали требования политических преобразований, свободы прессы, искоренения коррупции. Хотя на 13-м съезде Коммунистической партии Китая в 1987 г. обсуждались политические реформы, фактические перемены не наступали, а в партийном руководстве наблюдались противоречия. В этот напряжённый момент, когда китайское общество находилось на грани разрушения иллюзий, в студенческих работах Фан Лицзюня («Набросок № 2», Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней), произведениях Сун Юнхуна (серия «Жизнь в кампусе») и Лю Сяодуна («Курильщик», Художественная галерея Квинсленда – Галерея современного искусства, Брисбен; «Отдых», частное собрание; все – 1988) уже намечались черты циничного реализма. Одновременно на художественной сцене появилось направление политического поп-арта, похожее на циничный реализм своим сатирическим взглядом на действительность.
Новая реалистическая тенденция, которую представлял циничный реализм, заняла доминирующую позицию в 1990-е гг. Художников поддерживали и продвигали Ли Сяньтин и гонконгский галерист Джонсон Чан (Чжан Сунжэнь) (Kharchenkova. 2015. P. 116); одной из первых их выставок в 1992 г. стала «Притон живописи: выставка масляной живописи Лю Вэя и Фан Лицзюня» в Столичном музее в Пекине. В 1993 г. работы 14 китайских художников, включая Фан Лицзюня, Лю Вэя и Юй Юханя, были показаны на Венецианской биеннале. К представителям циничного реализма также принадлежат Ван Цзиньсун, Сун Юнхун, Чжан Сяоган.
Циничный реализм наследует приёмы «деревенского реализма» конца 1970-х – начала 1980-х гг., а именно разрушение монументальности, характерной для традиционных портретов высокопоставленных чиновников, через изображение обычных людей средствами реалистической живописи (Gao. P. 74–75). При этом героям картин свойственны отчуждённость и насмешливость, которые отражают политический эскапизм их авторов после тяньаньмэньских событий 1989 г. (Li Xianting. 2016). Если в 1980-х гг. на арт-сцене КНР шла борьба разных точек зрения, то представители циничного реализма уже не были приверженцами какой-либо системы убеждений.
Анализируя картину Ван Цзиньсуна «Фотографируясь на площади Тяньаньмэнь» (1992, East Gallery, Тайбэй; авторское повторение, 1994, частное собрание) с точки зрения философии Ж. Бодрийяра, искусствовед Линь Сяопин писал о «маскировке и искажении базовой реальности», а не её отражении (Lin Xiaoping. 1997. P. 215). В своих работах мастера циничного реализма лишают героев картин индивидуальных внешних черт или неестественно искажают и гиперболизируют их, тем самым показывая абсурдность реальности (Gao. P. 266). Так, персонажи Фан Лицзюня легко узнаваемы по несоразмерно большим головам («Серия 2. № 2», Музей Людвига, Кёльн). Картина Юэ Минцзюня «Казнь» (1995, частное собрание), изображающая шуточный расстрел, не только отсылает к подавлению протеста на площади Тяньаньмэнь, но и подчёркивает отстранённость персонажей: их устрашающе широкие улыбки символизируют их исключённость из исторического процесса.
Циничный реализм стал одним из наиболее коммерчески успешных направлений китайского искусства (Who Are the Top 10 Most Expensive Living Chinese Artists at Auction? 2015). В его русле художники продолжают работать и в начале 2020-х гг.: «Вдали от света» (2020) и «Атмосфера» (2022, оба произведения – галерея Tang Contemporary Art) Юэ Миньцзюня, «2021.10.4» (2021, Eli Klein Gallery, Нью-Йорк) Фан Лицзюня.