#Искусство и архитектура КитаяИскусство и архитектура КитаяИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство и архитектура КитаяИскусство и архитектура КитаяНайденo 36 статейНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Буддизм. Изобразительное искусство и архитектура. КитайИску́сство и архитекту́ра будди́зма в Кита́е, буддийское художественное наследие в китайской культуре. Его развитие с первых веков нашей эры шло от органичного сочетания местных традиций и влияния индийских образцов (пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь с их декором) к выработке новых схем (деревянные комплексы с чёткой осевой планировкой, одной, позднее двумя пагодами). Алтарная скульптура представлена бронзовыми, каменными, деревянными образцами, она также выполнялась из глины на деревянном каркасе. В оформлении стен пещерных монастырей монументальный рельеф сменился настенной живописью. Со 2-й половины 1-го тыс. создавались расписанные знамёна, свитки сутр с ксилографическими иллюстрациями. В буддийской школе чань развивались живописные жанры (портрет, пейзаж, «цветы и птицы»), каллиграфия. Влияние Непала и Тибета, существовавшее и ранее, особенно проявилось при династиях Юань, Мин и Цин.Архитекторы, градостроители Ма ЯньсунМа Яньсу́н (род. 1975), китайский архитектор, теоретик архитектуры, дизайнер. Испытал влияние З. Хадид. Создал теоретическую концепцию shanshui city («город шаньшуй»), цель которой – равновесие между человеком и природой, где архитектура выступает посредником. К ключевым сооружениям относятся Музей искусств и истории городского округа Ордос в автономном районе Внутренняя Монголия (2011), жилой комплекс «Absolute World» в г. Миссиссога близ Торонто (2012), Большой театр в Харбине (2015), Музей нарративного искусства Дж. Лукаса в Лос-Анджелесе (строительство идёт с 2018). Создаёт инсталляции, работает как промышленный дизайнер, сценограф.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре СеладонСеладо́н, серо-зелёная глазурованная керамика, традиционная для искусства Китая, Кореи, Японии и Таиланда. Характерный серо-зелёный цвет получают, добавляя в глазурь оксид железа: чем значительнее его доля в составе, тем насыщеннее тон, который проявляется в ходе восстановительного (т. е. без доступа кислорода) обжига. К наиболее ранним образцам «настоящего» селадона относятся китайские изделия из печей Юэ (провинция Чжэцзян), датируемые периодом Хань. Производство селадона в Китае достигло расцвета при династиях Сун, Юань и Мин. В Корее производство селадона началось до 12 в., в Японии и Таиланде – в 13–14 вв.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре «Вульгарное искусство»«Вульга́рное иску́сство», направление в китайском изобразительном искусстве 1990-х гг. Работы художников этого направления отличаются яркостью колорита, простотой и поверхностностью смыслов. Основные представители: братья Ло (Ло Вэйдун, Ло Вэйбин и Ло Вэйго), Фэн Чжэнцзе, Ван Цзиньсун, Ци Чжилун, Сюй Ихуэй, Ян Вэй.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Циничный реализмЦини́чный реали́зм, направление в китайском изобразительном искусстве. Возникло в конце 1980-х гг. Творчество его представителей (Фан Лицзюня, Лю Вэя, Ван Цзиньсуна, Юэ Минцзюня и др.) отличают черты сатиры и абсурдизма, подчёркнутое равнодушие к политическим проблемам, использование средств реалистической живописи.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Политический поп-артПолити́ческий поп-а́рт, направление в китайском изобразительном искусстве. Возникло в конце 1980-х гг. Его представители (Ван Гуанъи, Ли Шань, Юй Юхань) выявляли противоречия в политической и общественной ситуации в Китае времени политики «реформ и открытости» Дэн Сяопина, совмещая в своих работах оптимистические образы с агитационных плакатов в духе социалистического реализма с символами западной рыночной экономики.Каллиграфы Ван СичжиВан Сичжи́ (303 или 305 или 307 или 321 – 361 или 363 или 365 или 379), китайский каллиграф и теоретик каллиграфии, государственный деятель. Вместе с Чжан Чжи, Чжун Ю и собственным сыном – Ван Сяньчжи – Ван Сичжи причисляется к «четвёрке гениев» (сы сянь) каллиграфии. До середины 340-х гг. Ван Сичжи работал преимущественно в уставных почерках, затем в его творчестве преобладали скорописные почерки. Его «Предисловие [к сборнику] "Беседка орхидей"» («Ланьтин сюй») – ключевое для китайской каллиграфической традиции произведение (сохранилось в копиях, как и все остальные работы Ван Сичжи). Ван Сичжи был единственным каллиграфом государства Цзинь, кто достиг равного мастерства в трёх новых для его эпохи почерках: скорописи цаошу, курсиве синшу и уставе кайшу. Он также был первым, кто соединил синшу с кайшу (этими почерками прописано «Предисловие»).Зарубежные города, агломерации. Архитектура Пекин. АрхитектураАрхитекту́ра Пеки́на. Историческое ядро Пекина сохранило традиционный для городов Китая прямоугольный план и регулярную сетку улиц; его архитектурные памятники преимущественно принадлежат к эпохам династий Мин и Цин. В его центре расположен Императорский город с Императорским дворцом (Гугун). Ключевое положение также занимает площадь Тяньаньмэнь со зданием Всекитайского собрания народных представителей (Большой зал народных собраний; 1958–1959, архитектор Чжао Дунжи), мавзолеем Мао Цзэдуна (1976–1977, архитектор Ян Тинбао и др.) и т. д. Ландшафт Пекина с 1990-х гг. определяет коммерческая застройка, в том числе высотные здания. Императорский и Летний (Ихэюань) дворцы, Храм Неба и комплекс Шисаньлин (15–17 вв.; 13 гробниц императоров династии Мин) включены в список Всемирного наследия.Живописцы Пань ТяньшоуПань Тяньшо́у (1897–1971), китайский живописец, каллиграф, теоретик искусства, педагог. Один из ведущих мастеров живописи гохуа. Преимущественно работал в жанре «цветы и птицы», в манере живописи се-и («Буйволы в летнем пруду», начало 1960-х гг.). В работах после 1949 г. появились сюжеты, обусловленные новой идеологией («Небывалый урожай», 1952; «Стихотворение Председателя Мао», 1959; все – Мемориальный музей Пань Тяньшоу). Автор труда «История китайской живописи» (1926).Живописцы Фан ЛицзюньФан Лицзю́нь (род. 1963), китайский живописец и график. Представитель движения «циничный реализм». Главный герой большинства его полотен – лысый мужчина с крупной головой и утрированными чертами лица («Серия 2 №2», 1991–1992, Музей Людвига, Кёльн), ухмыляющийся или зевающий. Фан Лицзюнь приобрёл международную известность после участия в Венецианской биеннале (1993 и 1999). 1234