Исследовательское поведение
Иссле́довательское поведе́ние (англ. exploratory behaviour), поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека.
Базовые сведения
В основе исследовательского поведения лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях, знаниях, результатах деятельности (близкие по содержанию термины – любознательность, познавательная активность). Исследовательская мотивация может быть сильнее других потребностей, включая витальные (например, пищевой и оборонительной).
Исследовательское поведение играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта. Осуществляется в различных формах: наблюдении, экспериментировании, путешествии, постановке вопросов, интернет-поиске (особенно при невозможности сформулировать точный запрос) и др.
Факторы, вызывающие исследовательское поведение: 1) новизна объекта, ситуации; 2) сложность (для развёртывания исследовательского поведения необходим оптимальный уровень сложности – слишком простые и слишком сложные объекты способствуют угасанию познавательной активности); 3) неопределённость; 4) когнитивный конфликт (несоответствие или противоречие частей информации).
Психологическое изучение исследовательского поведения и его диагностика
История изучения исследовательского поведения берёт начало с работ И. П. Павлова по ориентировочным рефлексам и ориентировочно-исследовательским реакциям. В настоящее время участникам экспериментов по изучению любознательности и исследовательского поведения предлагаются новые, зачастую специально разработанные исследовательские объекты и среды разной сложности, призванные побуждать участника активно выдвигать гипотезы, прогнозировать, исследовать и экспериментировать. В большинстве работ изучают одну или две важных составляющих исследовательского поведения – когнитивную (например, построение стратегий экспериментирования) и мотивационную (что́ вызывает больший интерес, любопытство у участника, каковы условия повышения или снижения этой мотивации). Имеются работы по изучению специфики мозговой активности в ходе активного обследования участником новой виртуальной среды (Human Cortical ... 2013).
Проблема валидности методов изучения исследовательского поведения связана с его спецификой – оно актуализируется в условиях высокой неопределённости и новизны. Соответственно, используемые методы должны создавать участнику условия, неопределённые и новые настолько, чтобы инициировать это поведение и дать ему развернуться. Неопределённость условий создаёт участникам свободу и богатство выбора. Это приводит к невозможности заранее точно определить те действия и стратегии, которые тот или иной участник может попытаться изобрести и использовать применительно к новому объекту. В связи с этим критерии оценки деятельности участников тоже неизбежно становятся не вполне определёнными и постоянно требуют новых интерпретаций – в отличие, например, от намного более строгих в этом отношении тестов интеллекта (Поддьяков. 2016). Разработчики Шкалы исследовательского поведения (The Exploratory Behavior Scale) отмечают, что квантификация при его диагностике ведёт к частичной потере содержания, которую надо компенсировать сочетанием количественного подхода (при шкалировании и тестировании) с качественным (наблюдениями этнографического типа, интервью и т. д.), дающим более богатые описания (Van Schijndel. 2010).
Учёт в образовательной диагностике
Экспериментирование с новым техническим объектом (устройством) с минимальным предварительным инструктажем («у Вас нет инструкции к новому объекту, поэкспериментируйте и поймите, как он работает») становится важным направлением массовой образовательной диагностики т. н. умений (компетентностей) 21 в.
Представленность в игровой культуре
Имеется большое число разнообразных игр, содержание которых составляет исследовательское поведение.
Поиск спрятанных предметов («Горячо – холодно», «Морской бой» и др.).
Поиск людей – партнеров по игре (прятки, казаки-разбойники и др.).
Подростковые игры по разгадыванию неопределённых ситуаций («Да-нетки»).
Игры на социальное исследовательское поведение (игра «Мафия», в которой важными компонентами являются наблюдение за партнерами, избегание и защита от наблюдения, а также принятие решения о том, говорит ли игрок правду или лжет, на основе его поведения и некоторых логических посылок).
Сложные игры – квесты: подростки и взрослые люди платят деньги за то, чтобы, например, быть запертыми в одиночку или небольшой группой в помещении с разными непонятными объектами, тайниками, шифрами и др., обследовать помещение, разгадать все секреты и выбраться за условленное время. Популярны компьютерные игры-квесты.
Также всё более массовыми становятся коммерческие исследовательские игрушки, призванные стимулировать любознательность и мышление в категориях причинных связей у детей, о чём разработчики пишут в инструкциях для родителей, тем самым популяризируя тему исследовательского поведения и экспериментирования.
Представленность в искусстве
Существует много художественных произведений, в которых стержнем сюжета или важным эпизодом является исследовательское поведение персонажей: розыск чего-то или кого-то, обследование новых природных объектов и технических устройств и экспериментирование с ними и т. д.
Таким образом, исследовательское поведение является одним из объектов повышенного интереса людей, что проявляется в его представленности в игровой культуре, в искусстве, в научном изучении его закономерностей и особенностей, разработке средств его диагностики в психологии и оценке соответствующих образовательных достижений.