Оруджев Мамед Мамедович
Ору́джев Маме́д Маме́дович (азерб. Məmməd Məmməd oğlu Orucov) (20.5.1920, Шуша, Азербайджанская ССР, по другим сведениям, Баку – 9.6.1994, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище), российский гобоист, педагог, заслуженный артист Азербайджанской ССР (1958), заслуженный артист РСФСР (1976), заслуженный деятель искусств РФ (1993).
Сын учителя начальной школы. В 1934–1938 гг. учился в Средней специальной музыкальной школе имени Бюльбюля по классу специального фортепиано, затем – по классу гобоя (у В. А. Князькова); по некоторым данным, брал уроки у У. Гаджибекова. Одновременно в 1936–1938 гг. учился на химико-биологическом факультете Педагогического института (ныне Азербайджанский государственный педагогический университет).
Работал в симфонических оркестрах Азербайджанского радиокомитета (1937–1938), Бакинской филармонии (ныне Азербайджанская государственная филармония имени Муслима Магомаева, 1938–1940; в 1938 исполнил с этим оркестром Концерт для гобоя соль минор Г. Ф. Генделя, дирижёр Н. П. Аносов).
С 1940 г. жил и работал в Москве, призван в Красную Армию (служил до 1946), играл в симфоническом оркестре Центрального дома Красной Армии (1-й гобой), в 1941–1946 гг. – в Отдельном образцово-показательном оркестре Наркомата обороны СССР (ныне Отдельный показательный оркестр Министерства обороны). По завершении службы поступил в Московскую консерваторию (окончил с отличием в 1949 по классу Н. Н. Солодуева).
Лауреат 2-й премии конкурса музыкантов-исполнителей на 2-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште (1949).
В 1946–1977 гг. работал в оркестре московского Большого театра (с 1947 1-й гобой, с 1955 2-й солист). Исполнял афишные соло в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Спартак» и «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева, «Икар» С. М. Слонимского, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Тропою грома» и «Лейли и Меджнун» К. Караева, в операх «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, «Аида» и «Риголетто» Дж. Верди, «Галька» С. Монюшко. Первым из артистов оркестра Большого театра стал играть на гобое французской системы (в 1962).
Одновременно с работой в Большом театре участвовал как солист в концертах Государственного симфонического оркестра СССР, Симфонического оркестра Всесоюзного радио.
Преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории (1950–1968), Московской консерватории (1968–1994; профессор с 1981). Организатор первого концерта класса гобоя в Московской консерватории (Малый зал, 1972). В числе учеников – артисты оркестра Большого театра: Е. Ю. Алёшин, В. И. Гаврилов, В. И. Лупачёв, В. Н. Тамбовцев.
Автор переложений и редакций произведений для гобоя.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1951).
Дочь – Светлана Мамедовна Оруджева (род. 1954), пианистка, заслуженная артистка РФ (2004).