Афишные соло
Афи́шные со́ло, оркестровые соло в музыкально-театральных спектаклях, указываемые в афишах и программах.
Исполняются концертмейстерами групп струнных и солистами групп духовых инструментов. В российских Императорских театрах до театральной реформы 1882 г. фамилии оркестровых солистов в программах практически не указывались, позднее стали фиксировать не более трёх исполнителей соло. В конце 19 в. в штатном расписании Императорских театров появилась должность «концертмейстер оркестра», в обязанности которого входило исполнение соло на скрипке во время балетного адажио; играя соло, он вставал на специальный пульт, чтобы его было видно из зала. В современных театральных постановках солисты оркестра нередко играют соло в костюмах на сцене, становясь участниками сценического действия; количество исполнителей соло, указываемых в программах, не ограничено.
Чаще всего виртуозные соло в партитурах опер и балетов сочинялись для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, трубы, валторны. Иногда композитор рассчитывал на исполнение сольного фрагмента конкретным оркестрантом; например, Ф. Сор написал соло в балете «Альфонс и Леонора» (Малый театр, 1824) специально для скрипача московского Большого театра А. Ф. Аматова. В некоторых случаях публика начинала ассоциировать соло с определённым исполнителем: скрипичное соло из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в Мариинском театре долгое время исполнял Л. С. Ауэр, скрипичное соло из оперы «Травиата» Дж. Верди в московском Большом театре – К. А. Кламрот. К. Ф. Вальц писал: «В последнем акте "Травиаты" он так играл своё соло, что многие в партере рыдали... Среди публики были лица, которые специально приезжали в театр лишь к последнему акту, чтобы только послушать Клямрота. Его постоянно заставляли бисировать это замечательное соло» (Вальц. 1928. С. 178).
Афишные соло на арфе традиционно сопровождают сольные танцы и вариации прима-балерины в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Корсар» А. Адана, «Дочь фараона», «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» Ц. Пуни, «Раймонда» А. К. Глазунова и др.