Онуфрий из Неокастро
Ону́фрий из Неока́стро [греч. Ονούφριος, алб. Onufri, Onufër Neokastriti, Onufri nga Neokastra; Онуфрий Аргитис (Аргит), греч. Ονούφριος Αργίτης] (начало 16 в. – 3-я четверть 16 в.), балканский живописец. Родоначальник т. н. бератской школы живописи, работавший на территории современных Албании, Греции и Северной Македонии в середине – 3-й четверти 16 в.
Вопрос этнической принадлежности мастера
Имя поствизантийского художника Онуфрия впервые появилось в исследованиях, посвящённых палеографии храмов Кастории, в 1920-х гг. (Xρηστίδης. 1922. Σ. 174). Вслед за открытием в 1951 г. В. А. Пузановой и Ф. Попой ктиторских надписей и живописи Онуфрия в албанских сёлах Вальш и Шельцан, на страницах научной периодики развернулась дискуссия относительно происхождения и этнической принадлежности мастера. Поводом к ней послужило то, что в надписи из церкви Святой Параскевы (другое название – церковь Святой Пятницы) в селе Вальш (1554) он говорил о себе как об «Онуфрии, протопопе [ныне – протоиерей], служащим в Неокастро», а в церкви Святых апостолов в Кастории (1547) подписался «Онуфрием Аргитисом из сиятельнейшего города Венеция» (Ορλάνδος. 1938. Σ. 162). Поскольку последние буквы в названии города в надписи из греческого памятника плохо различимы, были предложены различные варианты её прочтения. Албанские, а также отдельные греческие и югославские исследователи выступили за «Verat», т. е. Берат – крупный город в центральной части Албании, где также работал Онуфрий. В 1983 г. греческий исследователь Г. Голобиас показал, что в данной надписи ясно прочитывается слово Βεγετιόν (греч. – Венеция), отметив тот факт, что хорошо читаемое словосочетание λαμπροτάτης πόλεως (греч. – сиятельнейший город) являлось устойчивым и обычно употреблялось только по отношению к Венеции (в итальянском варианте – Serenissima Repubblica di Venezia). Голобиас также опубликовал несколько неизвестных ранее записей из книги регистрационных актов членов Греческого братства в Венеции за 1533–1562 гг., где в записи от 23 апреля 1534 г. упоминается некий Нуфрий (т. е. Онуфрий) Аргити, одновременно с записями художника Франческо Аргити и его супруги Анны. Поскольку их имена находились рядом, Голобиас сделал заключение, что Франческо Аргити мог быть близким родственником Онуфрия, возможно отцом, у которого тот обучался живописи. Франческо и его жена больше не фигурировали в записях, но Онуфрий был зафиксирован снова 3 мая 1543 г. Ещё в нескольких документах 1540–1545 гг. упоминался рядовой священник – «папа» (т. е. поп) Онуфрий из Нафплиона, который служил в греческом храме Святого Георгия в Венеции с 1543 по 1545 гг. В актах дарений и завещаний от 3 декабря 1543 г. присутствует запись о его расходах на погребение некоей Анны (по предположению Г. Голобиаса, вероятнее всего, матери Онуфрия и жены Франческо). По мнению исследователя, тот факт, что в одном месте он упоминался как Аргитис, а в другом как священник из Нафплиона, не несёт в себе противоречия, т. к. Аргитис в данном случае является его родовым именем (фамилией), а Нафплион указывает на место, из которого его семья прибыла в Венецию (Γκολομπίας. 1983. Σ. 331).
Таким образом, можно предположить, что Онуфрий родился в начале 16 в. в семье художника, этнического грека, выходца из венецианской колонии (возможно, Аргоса), вначале проживавшего в Нафплионе, а затем перебравшегося в Венецию. В пользу эллинского происхождения мастера свидетельствует правильный греческий в оставленных им надписях.
Монументальная живопись Онуфрия
Вероятно, между 1545 и 1547 гг. Онуфрий в сане иерея покинул Венецию и первоначально работал в Кастории. Там им и его мастерской были расписаны церкви Святых апостолов в Кастории (1547) и Святых бессребреников Космы и Дамиана «ту Гимнасиу» (после 1547).
Из ктиторской надписи в Петропавловской церкви следует, что Онуфрий прибыл в Касторию по приглашению архонта Георгиеса Теодору, сына покойного священника Манолиса. Это был видный купец, член правления городской общины, которую на тот момент возглавлял митрополит Мефодий (упоминался в 1544 и 1559). Теодору финансировал обширную реконструкцию храма, но не дожил до окончания работ. Заботы по завершению живописного декора (завершён 23 июля 1547) взяли на себя его сыновья. В церкви Святых апостолов (размеры 8,6×5 м) сохранился самый ранний из живописных ансамблей, выполненных Онуфрием на Балканах: ктиторские надписи, подпись художника с датой и значительная часть первоначальной живописи на восточной, западной и северной стенах. Фрески южной стены в большинстве утрачены. В результате комплексных реставрационных работ 2011–2015 гг. от первоначальной росписи храма раскрыто более 70 сюжетов и отдельных фигур святых (общая площадь фресок, выполненных в 4 регистра, составляла около 150 м2, сохранилось около 80–90 м2). Также по ряду косвенных признаков (несоблюдение некоторых технологических процессов, распределение света и тени на изображениях) предполагается, что это был дебют Онуфрия в качестве художника-монументалиста, несмотря на то что к тому времени он уже был сложившимся мастером возраста около 35 лет, имел семью и детей (Σίσιου. 2010. Σ. 354). Это предположение кажется вполне вероятным, учитывая, что Венеция, из которой он прибыл, не имела традиции фресковой живописи.
Фрески церкви Святых бессребреников в настоящий момент полностью утрачены. Сохранилась только подпись художника, выполненная в 8 регистров (найдена сбитой со стены в алтаре храма; ныне в экспозиции Музея Кастории).
В 1550-х гг. Онуфрий работал на территории нынешней Албании, одновременно служа уже в сане протоиерея в г. Неокастро (ныне Эльбасан). Там он расписал как минимум три церкви: Святого Феодора в крепости г. Берат (дата неизвестна), Святой Параскевы в селе Вальш (1554) и Святого Николая в селе Шельцан (дата неизвестна). В церкви Святого Феодора частично уцелели росписи алтарной зоны (надписи не сохранились) высокого художественного качества: сцена Благовещения (фрагментарно), святые Иоанн Златоуст, Василий Великий, архидиаконы Стефан и Лаврентий, Даниил Столпник, «Пророк Иона во чреве кита» (сцена сильно потёрта), «Снятие со Креста» (фрагментарно) и «Видение святого Петра Александрийского» (фрагментарно).
В сельской церкви Святой Параскевы (план 8×4,6 м) сохранилась бóльшая часть фресок, сильно потёртых, особенно на ликах. По сравнению с храмами Святых апостолов и Святого Феодора живопись чуть более упрощённая и схематичная. В канун 2013 г. церковь подверглась ограблению и вандализму. Со стен был сбит ряд фресок, часть из которых удалось впоследствии восстановить (изображения Иисуса Христа, Богоматери Одигитрии, святых Параскевы, Елены, Григория Богослова и Константина Великого). Четыре лика святых так и не были найдены (Mile. 2014).
Ещё один сельский храм, где оставил свою подпись (без указания даты) Онуфрий – церковь Святого Николая в селе Шельцан (размеры 12×6 м). Росписи сохранили первоначальную иконографию, но были переписаны (вероятно, из-за пожара) в 1625 г., о чём сообщает надпись на западной стене над входом (судить о сохранности первого слоя не представляется возможным). Оригинальные росписи остались в алтарной части, на алтарной преграде и небольших отрезках северной и южной стен в их восточной части. Ряд композиций (особенно в алтаре) имеют серьёзные утраты и потёртости; все без исключения, целиком или частично, обесцвечены гарью. Характерной особенностью двух последних церквей являются каменные алтарные преграды в половину высоты храма, расписанные с обеих сторон.
С большой долей вероятности можно говорить об участии мастерской Онуфрия в росписи двух церквей монастыря Зрзе в Прилепе в Северной Македонии (подписей художника не сохранилось): Спасо-Преображенской (Свети Спас) и Никольской (даты неизвестны). Фрески греческого и албанских храмов схожи по художественному стилю с фресками в монастыре Зрзе, но в последних наблюдается существенное снижение качества живописи. Это позволяет предположить, что личное участие мастера в работе над ними было сведено к минимуму. Вопрос о деятельности Онуфрия в Прилепе остаётся открытым и требует более внимательного рассмотрения.
Из Кичевского монастыря в Северной Македонии происходит документ (Nikolovski. 2010. P. 79), в котором упоминается некий «Кир Онуфриос», расписавший старый храм Благовещения Пресвятой Богородицы в 1564 г. (живопись не сохранилась из-за перестроек после пожара в 1843 и 1848). Об участии Онуфрия в росписи этого храма косвенно свидетельствуют сохранившиеся в Кичево царские врата, атрибутированные как его произведение. Попытка греческих исследователей приписать Онуфрию роспись Благовещенского собора (1537) монастыря Молдовица в Румынии (Χατζηδάκης. 1997. Σ. 258) видится безосновательной. Этот храм был расписан в 1537 г. другим художником – Фомой из Сучавы, о чём свидетельствуют как подпись мастера, так и характер живописи в целом.
Иконы работы Онуфрия
Особое место в творчестве Онуфрия занимают иконы, написанные им для храмовых иконостасов.
Из дошедших до нас приписываемых ему образов (подписных среди них нет) пять находятся в Греции: «Пантократор», «Богородица "Кириа тон Ангелон"» (греч. – Госпожа ангелов) и «Иоанн Богослов» из церкви Святых бессребреников Космы и Дамиана «ту Гимнасиу» (все – 1550–1553), «Христос "Сотир ту косму"» (греч. – Спаситель мира), сильно повреждённая в центральной части, из церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм (1547–1550; все четыре хранятся в Музее Кастории) и «Богоматерь Одигитрия» в иконостасе церкви Святых апостолов в Кастории (1547–1550).
21 икона находится в Албании (все – из церквей г. Берат). Среди них в Музее средневекового искусства в Корче хранятся иконы праздничного ряда Благовещенской церкви («Рождество Христово», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Сошествие во ад») и царские врата из того же храма; «Богоматерь Одигитрия», «Константин и Елена» из церкви Святых Константина и Елены; «Пантократор» из церкви Святой Троицы; «Святой Димитрий Солунский» из церкви Святой Троицы и «Введение Пресвятой Богородицы во храм» из неизвестной церкви. В Музее Онуфрия в Берате – «Пантократор», «Богоматерь Одигитрия», «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни» и «Благовещение» из Успенского собора; «Деисус с девятью апостолами», «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни» и «Введение Пресвятой Богородицы во храм» из Благовещенской церкви; «Святые Феодор Тирон и Феодор Стратилат» из церкви Святого Феодора; часть иконостаса с четырьмя сценами («Иоанн Предтеча», «Николай Мирликийский», «Успение Богородицы», «Успение святителя Николая») из неизвестной церкви.
Онуфрию приписывается несколько икон в Северной Македонии, в том числе царские врата церкви Святого Николая и «Деисус» в Спасо-Преображенской церкви в Зрзе (чин, включающий 15 изображений, был написан иеромонахом Макарием около 1422; «Апостол Симеон», «Апостол Марк» и «Андрей Первозванный» переписаны Онуфрием в 3-й четверти 16 в.). Им созданы деревянные кресты–навершия иконостасов (Распятия с символами евангелистов) для монастыря Иоанна Крестителя в Слепче: к первому, меньшего размера (хранится в Митрополии Битолы), относится находившаяся слева от него икона с изображением Богоматери (Музей республики Северная Македония, Скопье); ко второму Распятию (Музей республики Северная Македония) принадлежат парные иконы Богородицы и Иоанна Богослова (Митрополия Битолы).
Также сохранились: опора иконостасного креста с двумя парными иконами (Богородицы и Иоанна Богослова) из церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Горни Манастирец в Северной Македонии; царские врата из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Кичевском монастыре (после 1564). Онуфрию приписываются царские врата, относящиеся к кругу произведений монастыря в Слепче в Болгарии (Национальный исторический музей, София).
Иконография произведений Онуфрия
В монументальной живописи Онуфрий следует иконографии, преобладавшей в большинстве однонефных базиликальных храмов палеологовского периода. Исключение составляют отдельные сцены и образы, данные в индивидуальной авторской трактовке. Среди редких изводов – «Жёны-мироносицы у Гроба Господня» и «Радуйтесь!» (второе явление Христа двум Мариям по пути в Галилею), объединённые в одну композицию в церкви Святых апостолов в Кастории.
Примером использования Онуфрием древних персонификаций является заключённое в медальон изображение рукопожатия с сопроводительной надписью πίστις (греч. – вера) в той же церкви Святых апостолов. Данный образ восходит к одному из вариантов иконографии древнеримской богини верности и благочестия Фидес. Известны римские монеты с такой эмблемой и подписью fides mutua (лат. – взаимная вера) или просто fides. В средневековой Италии, в том числе Венеции, вслед за становлением нумизматики как самостоятельной дисциплины начали издавать каталоги античных монет, в том числе с подобными эмблемами на реверсах (Vico E. Omnium Cæsarum uerissimæ imagines ex antiquis numismatis desumptæ. Venice, 1553). Вполне вероятно, что с одним из таких изданий мог быть знаком Онуфрий. К редким изводам также можно отнести недавно раскрытую в алтаре того же храма фреску «Видение святого Петра Александрийского» с изображением еретика Ария, вверженного в геену огненную. Этот сюжет присутствует во всех трёх упомянутых выше албанских церквах и обоих храмах в Зрзе (более ранний вариант подобного изображения 1390–1391 встречается в нартексе церкви Святой Троицы монастыря Козия в Румынии).
Необычную трансформацию претерпел образ воплощённого Слова в окружении четырёх евангелистов: «Христос "Ветхий деньми"» в церкви Святых апостолов в Кастории, «Пантократор» в селе Вальш, «Трёхликий Христос» в селе Шельцан [ср. изображения святой Троицы в церквах Богородицы Кубелидики в Кастории (1260–1280), Святого Георгия в селе Оморфоклисия (1295–1317), а также «Ветхого деньми» в церкви Святого Стефана в Кастории (около 1300)], раскрытый Евхологий (сборник молитв) с сопроводительной надписью ἡ ἁγία τετράμορφος (греч. – святой четырёхобразный) в церкви Святого Николая в Зрзе. В росписи над алтарём Спасо-Преображенской церкви в Зрзе изображена трёхликая Троица (единое тело и три лика). Подобная иконография, по-видимому, восходит к изображениям Софии Премудрости Божией и трикефала в виде трёхликой ангельской фигуры, известным по фрескам 1295 г. в церкви Перивлепты в Охриде, монастыря Хиландар на Афоне (1318–1321), а также росписям, созданным после середины 14 в. в кафоликоне монастыря Зарзма в Грузии. Подобные иконографические изводы имели широкое распространение и в западном искусстве: «Святая Троица» из церкви Святой Агаты (13 в.), церкви аббатства Сан-Пьетро в Перудже (начало 14 в.), собора в г. Атри (между 1397 и 1410, живописец Антонио Мартини), часовни Контрари в Виньоле (около 1420; ныне все в Италии) и других храмов.
Таким образом, отдельные композиции, созданные Онуфрием, сочетают в себе черты как восточной, так и западной иконографии. Каллиграфически совершенные и грамматически верно составленные надписи богословского и литургического содержания (комментарии к отдельным сценам, тексты посланий на свитках святых) свидетельствуют об эрудиции художника и основательном знании им богослужебных и богословских текстов.
Стиль живописи Онуфрия
Стиль живописи художника представляет собой чётко выраженную византийскую систему с заимствованием отдельных элементов венецианской готики 14 в. и Раннего Возрождения (наибольшее количество реминисценций на тему итальянского искусства содержит самое раннее из его произведений – росписи церкви Святых апостолов в Кастории). При этом обновление художественного языка проведено им столь убедительно, что его можно признать самостоятельной концепцией, отвечающей новому миросозерцанию греков, сложившемуся в 15 в. Во всех произведениях Онуфрия прочитываются живописные колористические навыки. Его образам присуща некоторая напряженность и благородная утончённость. Каллиграфично выписанные фигуры выражают спокойствие и изящество. Лики святых приобретают трогательную миловидность, оттенённую меланхолической самоуглублённостью. Притом что многие лица в живописи Онуфрия имеют схожие черты, лично́е письмо различается по степени тщательности и неоднородно по стилю. Художник применял разный по цвету санкирь и разные по тону высветления. В написании ликов использовал византийский (санкирный) способ письма – многослойное наложение охр по зеленоватой, фиолетовой или коричневой живописной подкладке, открытой в тенях. Любил наносить на лики белильный ассист в виде расходящихся от глаз тонких лучиков света. Головы святых изображал округлые, естественной формы, покоящиеся на длинных, тонких конусообразных шеях. Лица худощавые, их черты заострены, часто подчёркнуты тёмным жёстким контуром. Носы удлинённые, благородные, с лёгкой горбинкой и характерным изломом на конце. Надбровные дуги и скулы развиты почти до гротеска. Разрез глаз нередко близок к готическому, зрачки либо скошены в сторону, либо обращены вверх. Руки, как правило, выполнены однотипно, с длинными, элегантными пальцами. Фигуры телесны и объёмны, однако со значительной долей стилизации. Одежда ритмом своих складок подчёркивает и дополняет формы и движения тела. Одеяния, обширные и сложные, со множеством контурных линий и геометрических форм, тщательно проработаны цветом и светотеневой моделировкой.
В цветовой палитре преобладают различные оттенки красного и фиолетового, которые художник гармонично сочетал с изумрудно- и травянисто-зелёным, лазурно-синим, жёлтым, серым и чёрным.
Отдельное место в росписях Онуфрия занимают декоративные мотивы. Промежутки вокруг медальонов и арочных групп, в которых помещены святые, украшались растительным орнаментом и имитацией мраморной облицовки. В иконах мастер активно использовал золотой фон и ассист. Поля некоторых из них имеют готические стрельчатые завершения (деисусный чин из Музея Онуфрия в Берате). Многие иконы несут фигурный гипсовый рельеф, а рамы украшены резьбой, позолотой и орнаментом. Во фреске и иконописи использовал разную манеру письма, что впоследствии вызывало затруднения у ряда исследователей при атрибуции его произведений. В иконописных работах следовал тенденциям передовых итало-критских художников конца 15 – середины 16 вв. Однако исходной точкой его стиля была не венецианская манера, а позднейший константинопольский академизм с его подчёркнутой линеарностью и сухой детализированной трактовкой. Тем не менее в образах, созданных Онуфрием, византийское наследие получило подлинно творческое истолкование, что выгодно отличает его от множества других художников, работавших в тот же период времени на Балканах.
Свой жизненный путь Онуфрий закончил, по-видимому, в 3-й четверти 16 в. (в надписи 1578 в церкви Влахернской Богоматери в Берате упомянут только его сын Никола).
Стилю Онуфрия подражали многочисленные последователи, среди которых наиболее известны его сын Никола и Онуфрий Киприот, ставшие продолжателями бератской школы живописи. Имя Онуфрия носит музей, открытый в Успенской церкви г. Берат в 1986 г. Годом позже в этом же городе был установлен памятник художнику работы албанского скульптора А. Рады.