Пузанова Виктория Алексеевна
Пузано́ва Викто́рия Алексе́евна (Viktoria Puzanova; урождённая Вальц, по другим данным, Ранхерер, Ранхнер или Рахнер) (1893, Ростов-на-Дону – 1967, Тирана, Албания), российский и албанский историк искусства, реставратор, музейный деятель, живописец, график. Основоположник византинистики в Албании.
Училась в Санкт-Петербурге живописи и скульптуре. Предположительно, между 1917 и 1920 гг., вместе с волной белогвардейской эмиграции, покинула Россию. В Чехословакии в 1920-е гг. познакомилась с будущим мужем – Василием Васильевичем Пузановым (предположительно 1884–1964), выпускником Харьковского университета и офицером Добровольческой армии А. И. Деникина.
В 1930-е гг. Пузановы жили в Королевстве Югославия, где В. А. Пузанова работала в Музее изящных искусств в Белграде, а затем преподавала в Косово рисование в гимназиях городов Косовска-Митровица и Призрен. В тот же период писала иконы для иконостаса церкви Святого царя Уроша в городе Урошевац.
Вскоре после Второй мировой войны 1939–1945 гг. Пузановы по предложению знакомого преподавателя – албанца Рока Зойзи – переехали жить в г. Шкодер. По его же рекомендации Пузанова приблизительно в 1950 г. получила приглашение занять в Институте наук Народной Республики Албания в Тиране (впоследствии Академии наук Албании) должность научно-технического сотрудника. Позднее явилась одним из основателей Сектора средневекового искусства в этом институте. Одновременно В. В. Пузанов стал одним из основателей и директором Музея естественных наук в Тиране, преподавал биологию в Университете Тираны, издал ряд работ по орнитологии и фаунистике различных классов позвоночных.
В 1950-е – 1960-е гг. Пузанова с албанскими коллегами предприняла серию исследовательских экспедиций по стране. Результатом стал ряд открытий и публикаций в научных журналах, посвящённых византийскому и поствизантийскому искусству Албании. Так, осенью 1951 г. в церквах сёл Шельцан и Вальш ею (совместно с византинистом Ф. Попа) были обнаружены и атрибутированы фрески Онуфрия из Неокастро. Первая публикация о нём принадлежит Пузановой (Puzanova. 1953).
В сентябре 1958 г. приняла участие в советско-албанской экспедиции, задачей которой являлось исследование памятников средневекового искусства Албании с целью их дальнейшего изучения и охраны. Советскую сторону представляли В. Н. Лазарев и В. В. Филатов; с албанской участвовали проректор и заведующий Сектором архитектуры и средневекового искусства Университета Тираны Г. Страземири, историк Ф. Попа, византинист Д. Бурнази, историк и археолог К. Жеку и фотограф Я. Ристани (Новиков. 2007; Филатов. 2008; Материалы советско-албанской экспедиции 1958 г. Путевой дневник В. Н. Лазарева // Отдел рукописей Третьяковской галереи. Ф. 269).
К анализу византийского искусства в Албании Пузанова подошла с учётом временны́х и пространственных факторов его развития, выявила основные тенденции, характерные для стенной живописи 13–18 вв., определила соотношение в ней строгих византийских канонов и местного компонента. Круг её научных интересов охватывал все крупные памятники монументальной живописи средневековой Албании – росписи церквей Спасителя в Рубике (после 1267), Богоматери в Вау-и-Дейес (13 и 14 вв., не сохранилась), Святой Троицы в Берате (между 1321 и 1324), фрески монастыря Богородицы на месте античного г. Аполлония Иллирийская близ деревни Пояни (13 и середина 14 вв.), в церкви Рождества Богородицы на острове Малиград (1345 и 1369), в храмах села Воскопоя и др.
Отдельные исследования Пузанова посвятила творчеству албанских художников 18 в. – мастеру Давиду Селенице и двум его помощникам – Констандину и Кристо, расписавшим церковь Святого Николая в Воскопое (1721–1722), а также братьям Константину и Афанасию Зографам из Корчи, работавшим в Корче, селе Виткуч(и), монастыре Арденица и других местах. Анализируя фрески Давида Селеницы, Пузанова пришла к выводу, что это первый албанский художник, который ввёл в церковное искусство жанр портрета.
Параллельно Пузанова копировала средневековые фрески (32 панно хранятся в Музее средневекового искусства в Корче), занималась живописью (5 акварелей находятся в фондах Национальной галереи искусств в Тиране) и реставрацией икон, выполняла частные иконописные заказы. Сделанная ею копия фрески 12 в. «Оплакивание Христа» из храма Святого Пантелеимона в селе Горно-Нерези близ Скопье (Северная Македония) хранится в Музее Сербской православной церкви в Белграде (в здании патриархии).
В 1957–1967 гг. была профессором Университета Тираны.
Семейный архив Пузановых хранился в Тиране у друга семьи – албанского писателя, художника и общественного деятеля Макса Вело (род. 1935). В период очередной волны репрессий он был арестован и в 1978–1979 гг. приговорён к 10 годам лишения свободы, а его личный архив, включая архив Пузановых, был конфискован и уничтожен. После возвращения из мест заключения М. Вело является активным популяризатором жизни и творчества Пузановых в Албании; он установил мемориальные надгробия на их могилах.