Никонов Кирилл Иванович
Ни́конов Кири́лл Ива́нович (4.9.1938, Астрахань, СССР – 11.10.2015, Москва, Россия), советский и российский религиовед и философ, внёсший значительный вклад в изучение религиозной антропологии.
Биография
Родился в Астрахани в семье школьных учителей. В 1952 г. окончил школу, в 1956 г. – Астраханское школьное педагогическое училище имени Н. К. Крупской, в 1961 г. – филологический факультет Астраханского государственного педагогического института имени С. М. Кирова. После прохождения военной службы в 1964–1965 гг. работал преподавателем в вузах Астрахани. В 1965–1968 гг. учился в аспирантуре философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1969 г. там же под руководством доктора философских наук, профессора М. П. Новикова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук «Опыт исследования современной церковной проповеди и её роли в сохранении религиозности в СССР». В 1968–1972 гг. работал в Астраханском техническом институте рыбной промышленности и хозяйства (ныне Астраханский государственный технический университет), три года был и. о. заведующего кафедрой философии. В 1972–1975 гг. старший преподаватель, доцент кафедры философии естественных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1974–1975 гг. читал лекции по философии и религиоведению в Университете Павла Йозефа Шафарика в Кошице (Чехословакия, ныне Словакия). С 1976 г. работал на кафедре истории и теории научного атеизма и религии (ныне кафедра философии религии и религиоведения) философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова сначала в должности старшего преподавателя, затем доцента и профессора.
В 1991 г. в МГУ имени М. В. Ломоносова защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук «Современная христианская антропология: анализ основных направлений и методологии обоснования религии». В 1994 г. ему присвоено учёное звание профессора. Имел почётное звание «Заслуженный профессор Московского университета» (2002). На рубеже 2000–2010-х гг. преподавал в Институте философии, теологии и истории святого Фомы в Москве. В 2009 г. был одним из инициаторов проведения межвузовской научной конференции «Проблемы исторического и теоретического религиоведения». Соредактор вышедшего в 2012 г. сборника «Религиозная и философская антропология: история и современность», обобщившего достижения отечественных исследователей в этой области научного знания. За время работы в МГУ Никонов был научным руководителем целого ряда российских религиоведов и общественных деятелей, среди его учеников: А. Н. Красников, О. Ю. Бойцова, М. А. Пылаев, И. С. Вевюрко, В. В. Грановский, И. Ю. Мирошников, П. Н. Костылев, И. Х. Максутов. Скончался в 2015 г. в Москве.
Исследования
Область научных исследований Никонова – религиозная антропология. В его трудах этот раздел знания впервые в отечественной науке получил развёрнутое обоснование и систематизацию. Его значимость обусловлена тем антропологическим поворотом, который произошёл в середине 20 в. как в философии, так и в теологии. На формирование концепции Никонова оказали влияние идеи крупнейших учёных и мыслителей 20 в.: М. Шелера, А. Камю, Х. Плеснера, А. Гелена, О. Ф. Больнова, М. Ландмана, М. Элиаде, Р. Н. Смарта, К. Ю. Блеекера, Ж. Ваарденбурга и др. Он много работал с концепциями В. Панненберга, К. Ранера, Г. Кюнга, Д. Зёлле, П. Т. Раджу, С. Радхакришнана и др.
В своих публикациях 1980-х гг. в отношении современной философии и теологии Никонов констатировал сдвиг от ревеляционистско-онтологического к феноменологическо-антропологическому обоснованию религии, вызванный резкими изменениями в общественном и религиозном сознании 20 в. и кризисными процессами в религиозном мировоззрении. Ключевым в его трудах этого времени стало рассмотрение понятий религиозного опыта и антропологических корней религии (фантазии, базисного доверия). Преимущественным предметом изучения Никонова всегда была христианская антропология.
Никонов выделял в религиозной антропологии несколько уровней её теоретического оформления и систематизации: имплицитную и эксплицитную антропологию. Имплицитная антропология – это представления о человеке, содержащиеся в религиозном учении, но не артикулируемые специально, а выводимые из дискурсивных практик. Эксплицитная антропология, напротив, предстаёт в виде специально оформленных религиозно-философских и богословских концепций человека. Христианская богословская антропология, с точки зрения учёного, ставит и пытается разрешить реальную проблему дисгармонии сущности и существования человека.
Религиозная антропология как теория и история религиозных учений о человеке – это философия, изучающая с помощью сравнительного анализа самопонимание человека в истории мировых религий, а также дискуссии в рамках философской и теологической антропологии. Тем самым, согласно учёному, она входит в состав философии религии, теоретического религиоведения. Никонов отмечал и такую тенденцию, как стремление учёных к интегральной антропологии.
С точки зрения учёного, общим для религиозных учений о человеке является то, что человек понимается как точка пересечения могущественного и слабого, спасительного и нуждающегося в спасении порядков бытия. Поэтому, согласно исследовательской модели Никонова, во всех религиозных учениях о человеке можно выделить четыре ключевых структурных элемента («традиционные аспекты религиозной антропологии»): протологический, психосоматический, аксиологический и эсхатологический. В рамках первого, протологического, аспекта религиозная антропология отвечает на вопросы о природе и происхождении человека (антропогенез) и человечества (онтогенез) в свете их отношений с божественным началом, поэтому религиозное учение о человеке может быть обозначено как либо антропокосмическое, либо антропотеистическое, либо теоантропоморфическое. Второй, психосоматический, аспект также касается понимания природы человека, однако рассматривает её сквозь призму вопроса о строении человека, элементах этого строения, что позволяет выделять среди религиозных антропологий учения, тяготеющие к идеям монизма, дуализма или синергизма. В центре третьего, аксиологического, аспекта религиозной антропологии – соотнесение человеческой жизнедеятельности с принятыми в религиозной традиции нормами, и потому он распадается на две составляющие – хамартиологию, рассматривающую ситуации отклонения от норм, и сотериологию, посвящённую следованию этим нормам. Это позволяет разделять религиозные учения о человеке на антропологически оптимистические, пессимистические, циклические и реалистические. Четвёртый, эсхатологический, аспект включает в себя религиозные представления как о личной смерти каждого отдельного человека (танатология), так и об общем конце человечества (собственно эсхатология). К сожалению, для этого завершающего аспекта Никонов не успел разработать классификацию религиозных антропологий.
В исследованиях Никонова прослеживается мысль о том, что жизненно оправданная общечеловеческая проблематика, присутствующая в религиозной антропологии, может стать предпосылкой для сотрудничества и диалога как между представителями разных религий, так и между светскими и религиозными людьми.
В последние годы жизни Никонова интересовали взгляды австрийского философа Ж. Амери, гуманистическое учение которого соединяет трезвое осознание этой уязвлённости человеческого бытия с восстанием против неё и активным действием.