Неопрагматизм
Неопрагмати́зм (от нео... и прагматизм; постдьюианский прагматизм, лингвистический прагматизм, аналитический прагматизм), философское течение, объединяющее широкий круг преимущественно американских мыслителей, развивающих идеи классиков прагматизма (Ч. С. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюи) и «аналитических прагматистов» 20 в. (Л. Витгенштейна, У. Селларса, У. Куайна). Становление неопрагматизма в 1980-х гг. связано с творчеством Р. Рорти, Х. Патнэма, Р. Бернстайна, Дж. Макдермотта, чьи работы способствовали возрождению в США интереса к национальной философской традиции, а также к наследию европейских философов – Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Ницше, М. Хайдеггера.
Неопрагматизм лингвоцентричен: вместо «опыта», базового понятия классического прагматизма, неопрагматисты вводят понятие дискурса. «Люди – воплощённые словари», – заявлял Рорти (Rorty R. Contingency, irony, and solidarity. New York, 1989. P. 88); «язык вездесущ» (Rorty. 1982. P. 25). С этой сфокусированностью на языке и «нормативно-лингвистических практиках» (Р. Брэндом) связана коммунологическая тенденция неопрагматизма (от англ. community – сообщество), которая берёт начало уже у ранних прагматистов, в частности Пирса, инициировавшего, по Бернстайну, «масштабный сдвиг в философии от парадигмы субъективности и индивидуального сознания… к тому, что Ю. Хабермас и К.-О. Апель назвали "парадигмой коммуникативной рациональности"» (The revival of pragmatism ... 1998. P. 142). Современные прагматисты-«рортианцы» подчёркивают интерсубъективный, социальный характер познания, целью которого является не соответствие наших представлений реальности «самой по себе» (объективность), а достижение участниками разговора согласия по вопросу о том, к чему стремиться и как наилучшим образом взаимодействовать с окружающим миром и друг с другом (солидарность). Идея сообщества – «дискурсивного» (Дж. Марголис), «нормативного» (Брэндом), «эпистемического» (С. Хаак), «интерпретативного» (С. Фиш), «делиберативного» (Р. Талисс) – становится центральной для неопрагматизма. Проблемы обоснования знания, верификации, логического анализа, научно-экспериментального подтверждения и опровержения гипотез, занимавшие прагматистов 20 в., отходят на второй план, уступив место проблематике диалога, интерпретации и социальной коммуникации.
Против радикального (коммунологического) подхода Рорти выступил Патнэм. По его мнению, культур-релятивизм неизбежно ведёт к солипсизму, но если традиционный метафизический солипсизм акцентирует индивидуальное Я, современные релятивисты оперируют категорией «Мы» (Putnam H. W. Renewing philosophy. Cambridge, 1992. P. 71–76). Такая позиция, убеждён Патнэм, противоречит прагматическому фаллибилизму, предполагающему готовность критически пересматривать общепринятые идеи и «аксиомы» опыта. Не будучи сторонником джастификационизма, одним из следствий которого является утверждение невозможности существования каких-либо рационально не обосновываемых (rationally unjustifiable) и неверифицируемых истин, Патнэм в 1990–2000-х гг. отказывается от концепции идеализированной рациональности, которой придерживался раньше, в пользу прямого реализма, а затем – «трансакционализма». Брэндом с его инференциализмом и прагматистской интерпретацией Гегеля располагается, по выражению Ю. Хабермаса, «где-то между» («in der Mitte») лингвистическим идеализмом Рорти и реализмом Патнэма (cм.: Habermas J. From Kant to Hegel: on Robert Brandom’s pragmatic philosophy of language // European Journal of Philosophy. 2000. Vol. 8, № 3. P. 331–332).
Благодаря оживлению философского диалога между США и Европой неопрагматизм к концу 20 в. приобрёл популярность и относительное признание в Германии, Италии, Нидерландах, Финляндии, Чехии. В 2005 г. было создано Международное прагматистское общество, в 2012 г. – Европейская ассоциация прагматизма. С 2000 г. проводятся регулярные Центральноевропейские прагматистские форумы (CEPF). Издаются журналы Contemporary Pragmatism, European Journal of Pragmatism and American Philosophy, Pragmatism Today.
Как философское направление неопрагматизм представлен сегодня концепциями Н. Решера («прагматический идеализм»), Х. Прайса («экспрессивизм»), К. Уэста («профетический» прагматизм), Ф. Китчера («прагматический натурализм»), С. Хаак («фундгерентизм»), Р. Шустермана («сомаэстетический» прагматизм), Р. К. Невилла («палеопрагматизм»), К. Купмана («генеалогический» прагматизм) и др. С «новым» прагматизмом в различных его вариантах и в синтезе с аналитической философией многие современные исследователи связывают как перспективы развития американской философии, так и возможность преодоления раскола между аналитической и континентальной традициями.