Дискурс
Диску́рс (от лат. discursus – рассуждение, довод, беседа), связный текст в совокупности с социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и в механизмах сознания. Дискурс – это «речь, погружённая в жизнь». Поэтому термин «дискурс», в отличие от термина «текст», не применяется к древним и иным текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно.
Дискурс предполагает сопровождение речи мимикой, жестами, выполняющее следующие функции, диктуемые структурой дискурса: ритмическую; референтную (связывающую слова с предметной областью приложения языка); семантическую (например, мимика и жесты, сопутствующие некоторым значениям); эмоционально-оценочную; функцию воздействия на собеседника (например, жесты побуждения или убеждения). Дискурс изучается совместно с соответствующими «формами жизни» (ср. репортаж, интервью, экзаменационный диалог, инструктаж, светская беседа, признание и т. д.).
Развитие теории дискурса началось в 1960–1970-е гг. в связи со стремлением вывести синтаксис за пределы предложения, с разработкой теории речевых актов, подходом к речи как к социальному действию, интересом к речевому употреблению и субъективному аспекту речи, равно как и с общей тенденцией к интеграции гуманитарных исследований. Одним из первых терминологическое значение слову «дискурс» придал французский лингвист Э. Бенвенист.
Анализ дискурса – междисциплинарная область знания, в которой наряду с лингвистами участвуют социологи, психологи, специалисты по ИИ, этнографы, литературоведы семиотического направления и философы.
В социологии дискурс понимается как социально обусловленный способ общения людей и понимания ими социальной действительности. М. Фуко в учении об «археологии» и «генеалогии» знания и власти разработал наиболее широкое представление о дискурсе как некоей общей системе правил производства знания, объясняющей типичные для данного общества и эпохи вербальные и невербальные коммуникативные взаимодействия. «Археология» занимается эмпирическим анализом разнообразных исторических дискурсов, «генеалогия» – их критическим анализом во взаимосвязи с проблемой соотношения в них власти и научного знания. Немецкие авторы вслед за Ю. Хабермасом тяготеют к пониманию дискурса как формы коммуникации – демократической публичной процедуры достижения рационального согласия на признание общезначимости определённых суждений и форм социального поведения. В своей трактовке Хабермас подчёркивает роль культурных метанорм рациональной аргументации и демократического ведения публичных дискуссий потому, что считает этот тип рационального соглашения единственно возможной в современную эпоху формой нравственного согласия между свободными и равными индивидами.