Пирс Чарлз Сандерс
Пирс Чарлз Са́ндерс (Charles Sanders Peirce) (10.9.1839, Кембридж, штат Массачусетс – 19.4.1914, Милфорд, штат Пенсильвания), американский философ, логик, математик, естествоиспытатель; член Американской академии наук и искусств (1867), Национальной академии наук США (1877), Лондонского математического общества (1880). Основоположник прагматизма, один из основателей семиотики. Сын американского математика Б. Пирса. По окончании Гарвардского колледжа (1859) учился в Лоуренсовской научной школе при Гарвардском университете, в 1863 г. получил степень по химии. В 1859–1891 гг. работал в береговой и геодезической службе США, сделал ряд научных открытий в области математики, физики, геодезии и спектроскопии, первым использовал длину световой волны в качестве меры измерения. С 1869 г. в течение нескольких лет работал также в Гарвардской обсерватории, в трудах которой была издана его книга «Фотометрические исследования» (1878). В 1879–1884 гг. преподавал логику в Университете Джонса Хопкинса.
Вклад Пирса в развитие символической логики включает разработку (независимо от Г. Фреге) теории квантификации и логики предикатов первого порядка, графическую систему логики – экзистенциальные графы (первый вариант натурального построения логических исчислений) и др. Пирс различал три вида силлогизма – дедукцию, индукцию и абдукцию (ввёл этот термин), рассматривая их как различные этапы научного познания мира: выдвижение научной гипотезы (абдукция), проверка её посредством опыта (индукция) и вывод с использованием выдвинутой гипотезы (дедукция).
Рассматривая логику прежде всего как логику научного исследования, Пирс предложил её новое понимание – как учения о знаках, или «семиотики» (ввёл этот термин). Всякое мышление, по Пирсу, имеет знаковый характер. Знак («репрезентамен») Пирс определял как то, «что обозначает что-либо для кого-нибудь в определённом отношении или объёме». Пирс подразделял знаки на 76 типов; предложил классификацию знаков по отношению к объекту на иконы, индексы и символы. Пирс различал экстенсионал и интенсионал термина, предложение и высказывание, ввёл понятия субъекта, предиката и связки для анализа предложения.
Принцип прагматизма («принцип Пирса») Пирс сформулировал в связи с разработкой теории значения: понятие об объекте достигается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом («Как сделать наши идеи ясными», 1878). Значение термина – это совокупность условий практической проверки всех высказываний, в которых этот термин является логическим подлежащим. Поскольку множество таких высказываний в принципе бесконечно, то значение может быть определено только частично, неполно, а наше знание об объекте всегда является незавершённым и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественных наук, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. От философской концепции прагматизма, развитой его учеником У. Джеймсом, Пирс дистанцировался.
В методологию науки Пирс ввёл принцип «фаллибилизма»: приближение к истине возможно только через непрерывное исправление ошибок, выдвижение всё более совершенных гипотез. Истина – это «согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения учёных». Таким образом, научное сообщество выступает для Пирса как идеал социальной коммуникации (впоследствии эта идея была развита К. Поппером). Истинным учёные признают то, относительно чего в настоящее время у них нет достаточно веских сомнений.
В центре философской концепции Пирса – «феноменологии», или «фанероскопии» (от греч. τὸ φανερόν – явление, видимость), – лежит учение о категориях. Испытав сильное влияние И. Канта и схоластической философии, особенно Иоанна Дунса Скота, Пирс вслед за Кантом разрабатывал учение о категориях, сведя их к трём, в окончательном варианте названным им «Первичность» (Firstness), «Вторичность» (Secondness) и «Третичность» (Thirdness). Это одновременно онтологические и гносеологические категории, описывающие фундаментальные уровни бытия и познания. На уровне «Первичности» встреча свободно играющего творческого духа с действительностью создаёт потенциально бесконечное многообразие «качеств в возможности», чистых форм. «Вторичность» – уровень существования вещей, актуализация «возможных качеств». «Третичность» – уровень «подлинной реальности» (универсалий – законов, сущностей), представляющей собой результат вмешательства духа в целостную и непрерывную стихию бытия, «внесения разума» в иррациональную действительность, которое осуществляется в практическом опыте субъекта, позволяющем устанавливать условия верификации суждений, рационализирующих мир и тем самым сообщающих ему статус «реальности».
Считая движущей силой эволюции Вселенной стремление к совершенству, Пирс отвергал механистический детерминизм и отводил большую роль в космическом процессе «творчеству случайности». Закономерность, господствующая в мире, является вторичной, производной от случая: случайность – проявление свободы, благодаря которой существуют разнообразие и плюрализм (доктрина «тихизма»). Но развитие Вселенной осуществляется как переход от хаоса случайностей к упорядоченной закономерности, в которой проявляется торжество разума и духа (доктрина «синехизма»), вносящего в мир любовь и гармонию, неотделимую от творческой свободы (доктрина «агапизма»). Высшее воплощение духа – Бог, к которому человек обращён всеми своими духовными качествами. Рациональные доказательства бытия Бога невозможны, в поведении человека всегда есть рационально непознаваемый остаток, направляемый верой.