Чэн Хао
Чэн Ха́о (程颢, пиньинь chéng hào; Чэн Бочунь, 程伯淳, пиньинь chéng bóchún; прозвище Миндао, от кит. 明道 – Просветлённый в Пути-дао) (1032, Лоян – 7.7.1085, Хэнань), китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства. Вместе с младшим братом Чэн И и Чжу Си создал школу Чэн – Чжу. Из знатного рода сановников и учёных. В 1046–1047 гг. учился у Чжоу Дуньи, в 1056 г. – у двоюродного дяди Чжан Цзая в университете Гоцзыцзянь в Кайфыне, в 1057 г. получил высшую учёную степень цзиньши. С 1059 г. на государственной службе; в 1070 г. назначен секретарём наследника престола и придворным цензором в Кайфыне. Из-за критики реформ Ван Аньши понижен в должности и отправлен на периферию. В 1073–1078 и 1082–1085 гг. жил и преподавал в Лояне, сблизился с Шао Юном. Посмертно в 1220 г. удостоен почётного имени Чунь-гун (Чистейший князь), в 1241 г. – титула графа Хэнаньского с установлением именной таблички в храме Конфуция, в 1330 г. – князя удела Юй. Биография Чэн Хао включена в официальную «Историю [эпохи] Сун» («Сун ши», гл. 427), описана Тан Боюанем, Чи Шэнчунем, Чжу Синшо и Ян Симинем.
Основные сочинения: «Дин син шу» («Книга об установлении [индивидуальной] природы»), «Ши жэнь пянь» («Трактат о познании гуманности») (наряду с другими сочинениями вошли в «Миндао вэнь цзи» – «Собрание литературных писаний Миндао»); «Эр Чэн цуй янь» («Отборные слова двух [братьев] Чэн»), «Чэн-ши и шу» («Оставленные [после смерти] произведения господ Чэн»), «Эр Чэн цюань шу» («Полное [собрание] произведений двух [братьев] Чэн»).
Обратившись к ортодоксальному конфуцианству после десятилетнего увлечения в молодости даосизмом и буддизмом, Чэн Хао вместе с Чэн И впервые в Китае сделал основой философии категорию ли (принцип). В развитом им учении о принципе (ли-сюэ) он акцентировал противоположный «человеческим страстям» (жэнь юй) «небесный принцип» (тянь ли). Фэн Юлань считал Чэн Хао при этом зачинателем оппозиционного учения о сердце (синь-сюэ), развитого Лу Цзююанем и Ван Янмином, поскольку для исчерпывающего раскрытия принципов и индивидуальной природы Чэн Хао требовал осознания недвойственности «внутреннего и внешнего» (субъективного и объективного), для восприятия Пути (дао) святомудрых (шэн) – обнаружения его в собственном сердце. Коренная основа этого единства сердца (сознания) и вещей – гуманность (жэнь), составляющая телесную сущность мироздания и охватывающая долг/справедливость (и), благопристойность (ли), разумность (чжи) и благонадёжность (синь), благодаря чему Небо, Земля, 10 тысяч вещей и «я» единотелесны, а самость индивида (цзи) выступает универсальным мерилом. Морально и поведенчески противоположность личности вещам преодолевается искренностью/подлинностью (чэн) и почтительностью (цзин) сердца, а интеллектуально и образовательно – познанием гуманности.