Философы

Чэн Хао

Чэн Ха́о (程颢, пиньинь chéng hào; Чэн Бочунь, 程伯淳, пиньинь chéng bóchún; прозвище Миндао, от кит. 明道 – Просветлённый в Пути-дао) (1032, Лоян – 7.7.1085, Хэнань), китайский философ, один из основоположников . Вместе с младшим братом и создал школу Чэн – Чжу. Из знатного рода сановников и учёных. В 1046–1047 гг. учился у , в 1056 г. – у двоюродного дяди в университете Гоцзыцзянь в Кайфыне, в 1057 г. получил высшую учёную степень цзиньши. С 1059 г. на государственной службе; в 1070 г. назначен секретарём наследника престола и придворным цензором в Кайфыне. Из-за критики реформ понижен в должности и отправлен на периферию. В 1073–1078 и 1082–1085 гг. жил и преподавал в Лояне, сблизился с . Посмертно в 1220 г. удостоен почётного имени Чунь-гун (Чистейший князь), в 1241 г. – титула графа Хэнаньского с установлением именной таблички в храме Конфуция, в 1330 г. – князя удела Юй. Биография Чэн Хао включена в официальную «Историю [эпохи] Сун» («Сун ши», гл. 427), описана Тан Боюанем, Чи Шэнчунем, Чжу Синшо и Ян Симинем.

Основные сочинения: «Дин син шу» («Книга об установлении [индивидуальной] природы»), «Ши жэнь пянь» («Трактат о познании гуманности») (наряду с другими сочинениями вошли в «Миндао вэнь цзи» – «Собрание литературных писаний Миндао»); «Эр Чэн цуй янь» («Отборные слова двух [братьев] Чэн»), «Чэн-ши и шу» («Оставленные [после смерти] произведения господ Чэн»), «Эр Чэн цюань шу» («Полное [собрание] произведений двух [братьев] Чэн»).

Обратившись к ортодоксальному после десятилетнего увлечения в молодости и , Чэн Хао вместе с Чэн И впервые в Китае сделал основой философии категорию (принцип). В развитом им учении о принципе (ли-сюэ) он акцентировал противоположный «человеческим страстям» (жэнь юй) «небесный принцип» (тянь ли). считал Чэн Хао при этом зачинателем оппозиционного учения о сердце (синь-сюэ), развитого и , поскольку для исчерпывающего раскрытия принципов и индивидуальной природы Чэн Хао требовал осознания недвойственности «внутреннего и внешнего» (субъективного и объективного), для восприятия Пути () святомудрых (шэн) – обнаружения его в собственном сердце. Коренная основа этого единства сердца (сознания) и вещей – гуманность (), составляющая телесную сущность мироздания и охватывающая долг/справедливость (и), благопристойность (), разумность (чжи) и благонадёжность (синь), благодаря чему Небо, Земля, 10 тысяч вещей и «я» единотелесны, а самость индивида (цзи) выступает универсальным мерилом. Морально и поведенчески противоположность личности вещам преодолевается искренностью/подлинностью (чэн) и почтительностью (цзин) сердца, а интеллектуально и образовательно – познанием гуманности.

  • Философские школы Китая
  • Восточная философия
  • Китайские философы
  • Средневековые философы
  • Философская классика