#Философские школы Китая
Философские школы Китая
Тег

Философские школы Китая

Философские школы Китая
Найденo 11 статей
Философы
Конфуций
Конфу́ций (552/551 до н. э. – 479 до н. э.), первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Собственную историческую миссию видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли прежде всего каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5–4 вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже н. э. сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен «Лунь юй», содержащем высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников. Ему также приписывается авторство философских комментариев, входящих в «И цзин», и первой летописи «Чунь цю» («Вёсны и осени»).
Конфуций. Иллюстрация из книги: Confucius sinarum philosophus, sive, Scientia sinensis latine exposita (Четверокнижие).
Философы
Лао-цзы
Ла́о-цзы, древнекитайский философ, мифологизированный основоположник даосизма, предполагаемый автор «Дао дэ цзина», изначально называвшегося «Лао-цзы» [«(Трактат) Учителя Лао»]. В научной литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, существовал ли Лао-цзы на самом деле, или же это вымышленный персонаж. Ещё в конце 3 – начале 2 вв. до н. э. начал складываться культ Лао-цзы, в рамках которого ему поклонялись как богу и приносили жертвоприношения. Лао-цзы продолжают поклоняться во всех даосских храмах и в наше время, на его родине в Луи сохраняется посвящённая ему кумирня, а в народных верованиях он считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.
Лао-цзы со свитком. Япония. Начало 19 в.
Философские или богословские школы, направления, движения
Конфуцианство
Конфуциа́нство, древнейшая философская система и одно из трёх главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Создано в Китае на рубеже 6–5 вв. до н. э. философом Конфуцием. Значимые представители: Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу, Чжоу Дуньи, Чжу Си и Ван Янмин. Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило внимание на человеке, проблемах его врождённой природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Во 2 в. до н. э. Конфуций был признан «некоронованным царём», или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории – легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма в 6–7 вв. вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства, что привело к созданию неоконфуцианства.
Будда Шакьямуни, Конфуций и Лао-цзы под сосной. Конец 14 – конец 15 вв.
Философы
Чжу Си
Чжу Си (1130–1200), китайский философ, учёный-энциклопедист, литератор, педагог, каллиграф; текстолог, комментатор и систематизатор канонов конфуцианства. Создатель «школы Чэн-Чжу» (вместе с Чэн И и Чэн Хао), или «учения о ли-принципе» (ли-сюэ), сделавший неоконфуцианство ортодоксальной идеологией и культурным стандартом в традиционных обществах Китая, Японии, Кореи и сопредельных стран. Автор около 80 произведений; сохранилось около 2 тыс. его писем. Наиболее полные собрания его сочинений: «Классифицированные речи Учителя Чжу» (朱子语类, 1270), «Собрание письмен Учителя Чжу» (朱子文集, 1532), «Полное собрание произведений Учителя Чжу» (朱子全书, 1714).
Лю Миньшу. Портрет трёх учёных: Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си. 13–14 вв.
Религиозно-философские школы, направления, движения
Даосизм
Даоси́зм, философско-религиозное течение Китая, одно из его главных традиционных «трёх учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Изначальный даосизм, представленный учениями Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и Ян Чжу и отражённый в названных их именами произведениях, а также в даосских разделах энциклопедических трактатов «Гуань-цзы», «Люйши чуньцю» и «Хуайнань-цзы», создал наиболее глубокую и оригинальную в Древнем Китае философскую онтологию.
Даосский Бессмертный, вероятно, Лао-цзы. Китай. 10 в.
1
2