#Философские школы КитаяФилософские школы КитаяИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософские школы КитаяФилософские школы КитаяНайденo 11 статейФилософские произведенияФилософские произведения «Дао дэ цзин»«Да́о дэ цзин», главный канонический текст даосизма, лежащий в основе его философии, мифологии, культовой и психофизической практики. По форме «Дао дэ цзин» – сборник возникших в разное время афоризмов. Написан в 4 в. до н. э. разноразмерными рифмованными стихами, построенными на параллелизмах и антитезах. Основная проблематика «Дао дэ цзин» концентрируется вокруг двух важнейших категорий китайской философии – дао и дэ. Философские идеи «Дао дэ цзина» находились в центре внимания А. Швейцера, К. Ясперса, Вл. С. Соловьёва, Л. Н. Толстого и др.Философы Мэн-цзыМэн-цзы (372/371 или 390/389 – 289 или 305 до н. э.), китайский философ, второй после Конфуция создатель конфуцианства и предтеча неоконфуцианства. Создал одну из восьми конфуцианских школ того периода. Основное сочинение: трактат «Мэн-цзы», построенный по образцу «Лунь юя» Конфуция, но содержащий более сложную систему аргументации, отражающую развитие протологики и нумерологии.Философы КонфуцийКонфу́ций (552/551 до н. э. – 479 до н. э.), первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Собственную историческую миссию видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли прежде всего каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5–4 вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже н. э. сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен «Лунь юй», содержащем высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников. Ему также приписывается авторство философских комментариев, входящих в «И цзин», и первой летописи «Чунь цю» («Вёсны и осени»).Философы Лао-цзыЛа́о-цзы, древнекитайский философ, мифологизированный основоположник даосизма, предполагаемый автор «Дао дэ цзина», изначально называвшегося «Лао-цзы» [«(Трактат) Учителя Лао»]. В научной литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, существовал ли Лао-цзы на самом деле, или же это вымышленный персонаж. Ещё в конце 3 – начале 2 вв. до н. э. начал складываться культ Лао-цзы, в рамках которого ему поклонялись как богу и приносили жертвоприношения. Лао-цзы продолжают поклоняться во всех даосских храмах и в наше время, на его родине в Луи сохраняется посвящённая ему кумирня, а в народных верованиях он считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.Философские или богословские школы, направления, движения КонфуцианствоКонфуциа́нство, древнейшая философская система и одно из трёх главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Создано в Китае на рубеже 6–5 вв. до н. э. философом Конфуцием. Значимые представители: Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу, Чжоу Дуньи, Чжу Си и Ван Янмин. Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило внимание на человеке, проблемах его врождённой природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Во 2 в. до н. э. Конфуций был признан «некоронованным царём», или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории – легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма в 6–7 вв. вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства, что привело к созданию неоконфуцианства.Философы Чжу СиЧжу Си (1130–1200), китайский философ, учёный-энциклопедист, литератор, педагог, каллиграф; текстолог, комментатор и систематизатор канонов конфуцианства. Создатель «школы Чэн-Чжу» (вместе с Чэн И и Чэн Хао), или «учения о ли-принципе» (ли-сюэ), сделавший неоконфуцианство ортодоксальной идеологией и культурным стандартом в традиционных обществах Китая, Японии, Кореи и сопредельных стран. Автор около 80 произведений; сохранилось около 2 тыс. его писем. Наиболее полные собрания его сочинений: «Классифицированные речи Учителя Чжу» (朱子语类, 1270), «Собрание письмен Учителя Чжу» (朱子文集, 1532), «Полное собрание произведений Учителя Чжу» (朱子全书, 1714).Религиозно-философские школы, направления, движения ДаосизмДаоси́зм, философско-религиозное течение Китая, одно из его главных традиционных «трёх учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Изначальный даосизм, представленный учениями Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и Ян Чжу и отражённый в названных их именами произведениях, а также в даосских разделах энциклопедических трактатов «Гуань-цзы», «Люйши чуньцю» и «Хуайнань-цзы», создал наиболее глубокую и оригинальную в Древнем Китае философскую онтологию.Философы Чэн ХаоЧэн Ха́о (1032–1085), китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства. Основные сочинения: «Дин син шу» («Книга об установлении [индивидуальной] природы»), «Ши жэнь пянь» («Трактат о познании гуманности»); «Эр Чэн цуй янь» («Отборные слова двух [братьев] Чэн»), «Чэн-ши и шу» («Оставленные [после смерти] произведения господ Чэн»), «Эр Чэн цюань шу» («Полное [собрание] произведений двух [братьев] Чэн»).Философы Чэн ИЧэн И (1033–1107), китайский философ, педагог; один из основоположников неоконфуцианства. Основные сочинения: «И чжуань» («Комментарий к "Канону/Книге перемен"»), «Цзин шо» («Изъяснение канонов»), «Суждения о том, чему Янь-цзы любил учиться» (颜子所好何学论).Философы Чжоу ДуньиЧжо́у Дуньи́ (1017–1073), китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства. Его главные философские сочинения – «Тай цзи ту шо» («Изъяснение Плана Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), или «И тун» («Проникновение в "Перемены"»; русский перевод Н. Я. Бичурина, 1832). 12