«Протоколы сионских мудрецов»
«Протоко́лы сио́нских мудрецо́в», фальшивый документ, поданный как отчёт о тайных собраниях евреев, замышлявших захват власти в мире. Активно использовался и используется по всему миру для оправдания антисемитизма. По одной из версий, он был сфабрикован тайной полицией Российской империи в конце 19 в. В «Протоколах» речь идёт о том, как умелое демагогическое использование идей и институтов демократии и либерализма могло бы помочь установлению тоталитарной диктатуры во главе с «иудейским царём», опирающимся на «евреев и масонов». Текст должен был продемонстрировать всю меру презрения, якобы испытываемого евреями к неевреям («гоям»). Будущее «Царство Иудейское», рисуемое «Протоколами», ничего не обещало «гоям», кроме полного физического, экономического и духовного порабощения. Были впервые опубликованы в 1903 г.
История создания и распространения в досоветский период
В основу «Протоколов» лёг памфлет французского адвоката Мориса Жоли «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескьё» (1864). Он был написан в начале 1860-х гг. и направлен против Наполеона III, к тому времени устроившего во Франции государственный переворот и установившего режим личной диктатуры. Сопоставление целым рядом аналитиков текстов «Протоколов» с памфлетом Жоли показало, что две пятых их содержания полностью или почти полностью совпадали, что в некоторых главах совпадения занимали более половины текста, а протокол № 7 почти целиком был списан из книги Жоли. Более того, даже последовательность текстов почти полностью совпадала (Бурцев. 1991. С. 235–242; Curtiss. 1942; Bronner. 2000. P. 85–88; Де Микелис. 2006. С. 84–87; Тагиефф. 2011. C. 517–562).
Однако ни о каких евреях или иудаизме у Жоли не было и речи. Эти сюжеты были вставлены в текст плагиатором, везде заменявшим имя «Наполеон» на «еврей». Кроме того, автор «Протоколов» был знаком с рядом антисемитских произведений, популярных во 2-й половине 19 в., – книгами клерикала А.-Р. Гужено де Муссо «Еврей, иудаизм и иудаизация христианских народов» (1869), аббата Шаботи «Франкмасоны и евреи» (1880) и «Евреи – наши господа» (1882), французского бульварного журналиста Э. Дрюмона «Еврейская Франция» (1886), бывшего прусского шпиона Г. Гёдше (Ретклиффа) «Биарриц-Рим» (1868–1870). На плагиатора большое влияние оказало дело Дрейфуса, в период которого ультранационалисты много писали о международном еврейском заговоре.
Согласно распространённой версии исследователей, первоначально подделка была направлена против влияния мистика Низье Антельма Филиппа на царицу Александру Фёдоровну. Опираясь на показания княгини Е. Радзивилл, некоторые авторы считают, что «Протоколы» готовились в Париже агентами царской охранки с целью убедить императора Александра III в том, что убийство его отца было подготовлено евреями, а вовсе не русскими, как он с огорчением полагал (Бурцев. 1991. С. 242). Другие авторы добавляют, что подделка была направлена и против российского министра финансов С. Ю. Витте, которому реакционеры не могли простить его либеральные реформы (Кон. 1990. С. 64–65; Де Микелис. 2006. С. 101; Спиридович. 2003. С. 5). Вместе с тем, по заключению немецкого исследователя М. Хагемайстера, вопрос о происхождении «Протоколов» остаётся открытым, так как все первичные сведения происходят от малонадёжных свидетелей (Hagemeister. 2006).
Вместе с тем для сотрудников царской полиции не было никакой тайны в том, что «Протоколы» были фальшивкой, и черносотенная пресса хранила полное молчание о них во время шумного дела Бейлиса (1913).
Впервые «Протоколы» были опубликованы в 1903 г. в издававшейся П. А. Крушеваном (идейным вдохновителем Кишинёвского погрома) в Петербурге антисемитской газете «Знамя» под заглавием «Программа завоевания мира евреями». В 1905 г. были включены консервативным православным писателем С. А. Нилусом в его книгу «Великое в малом и Антихрист как близкая политическая возможность». Тогда же к ним обратился член Союза русского народа Г. Бутми (де Кацман), выпустивший их отдельным изданием под названием «Корень наших бед».
«Протоколы» получили широкую известность в годы Гражданской войны 1917–1922 гг., когда их активно использовали Осведомительно-агитационное отделение (Осваг) Дипломатического отдела Добровольческой армии и другие антисемитские организации. «Протоколы» сыграли немалую роль в массовых погромах, прокатившихся по всему Югу России. В 1919 г. русские эмигранты привезли «Протоколы» на Запад – в Европу и США. Уверенные в том, что чуждая русскому народу революция была делом рук «инородцев», они всячески пытались заручиться поддержкой Запада. Для этих целей версия о «всемирном еврейском заговоре» подходила как нельзя лучше.
«Протоколы сионских мудрецов» за пределами России
«Протоколы» сыграли особую роль в Германии, где фактически подготовили идеологию «окончательного решения еврейского вопроса». Благодаря русским эмигрантам оказали большое влияние на формирование идеологии нацистского движения в период его становления в 1919–1923 гг. Один из идеологов национал-социализма, А. Розенберг, черпал вдохновение из «Протоколов», и осенью 1934 г. они в его редакции были введены в немецкие школьные программы. С 1933 г. «Протоколы» стали стержнем нацистской пропаганды, причём как внутри страны, так и за рубежом.
В мае 1920 г. о «Протоколах» с тревогой написала английская The Times, а затем выдержки из них были опубликованы в газете The Morning Post. Осенью 1920 г. антология этих статей была выпущена единой книгой под названием «Причина мировой смуты». В 1920-х гг. началось быстрое распространение «Протоколов» по всему миру: их публиковали во Франции, в Италии, в Польше и даже в Китае и Японии. В середине 1920-х гг. появилось их арабское издание. Наиболее эффективно действовало издательство американского автомобильного магната Г. Форда, распространявшее «Протоколы» сотнями тысяч экземпляров.
В 1921 г. английский корреспондент газеты The Times Филипп Грейвс установил, что «Протоколы» являлись плагиатом. На состоявшемся в Берне в 1933–1935 гг. судебном процессе против местных антисемитов (Т. Фишера и др.), распространявших «Протоколы», факт подлога был надёжно установлен и признан. При этом, как отмечал один из экспертов, профессор Баумгартен, «признать подлинность "Протоколов" значило бы отказаться от истинного значения исторического существования человечества». Он же удостоверял, что «"Протоколы" сыграли видную роль в истории погромов. Первое и последующие издания "Протоколов" были причиной преследований против евреев» (Бурцев. 1991. С. 321). Решение Бернского суда, принятое осенью 1937 г., гласило: «Эта лживая работа представляет неслыханные и необоснованные нападки на евреев и должна быть безоговорочно отнесена к безнравственной литературе». Суд рекомендовал властям, «исходя из государственных интересов, запретить распространение такого рода сочинений» (цит. по: Граев. 1997. С. 16). Однако швейцарский закон не мог признать их «непристойной литературой», ибо под последней он понимал только порнографию.
Данные решения не остановили распространения «Протоколов». Они послужили вдохновению авторов множества бульварных романов и конспирологических построений. В 1964 г. Юридический комитет Сената США признал «Протоколы» фальшивкой, однако и это не помогло. В течение трёх послевоенных десятилетий «Протоколы» были изданы 42 раза в 21 стране. Причём Г. А. Насер, А. Садат, М. Каддафи и президент Ирака А. Ариф настоятельно рекомендовали их общественности для изучения. Король Саудовской Аравии Фейсал любил вручать экземпляр «Протоколов сионских мудрецов» каждому зарубежному посетителю или делегации.
В 1989–1992 гг. начался новый пик издания «Протоколов» в связи с распадом коммунистической системы и обострением политической ситуации на Ближнем Востоке, где их влияние усилилось с разрастанием арабо-израильского конфликта. Помимо арабского мира, «Протоколы» регулярно переиздаются в Иране.
«Протоколы сионских мудрецов» в России и Восточной Европе
В СССР и социалистических странах Восточной Европы общественность долгие годы не знала о спорах вокруг «Протоколов». Но власти время от времени прибегали к этому документу. Так, антисемитская кампания в Польше в 1968 г. сопровождалась продажей «Протоколов» в костёлах. Распространение «Протоколов» имело место и на Балканах, где они использовались Ф. Туджманом (до того как он стал президентом Хорватии) и режимом С. Милошевича («Протоколы» были изданы в Белграде в апреле 1994).
В СССР идея «всемирного заговора» поддерживалась в начале 1920-х гг. церковью, и содержавшая её книга Нилуса издавалась Киево-Печерской лаврой. Книга имела популярность у русской интеллигенции и даже вдохновляла некоторых коммунистов на местах. Широко идея «еврейского заговора» стала использоваться властями лишь после арабо-израильской войны 1967 г. Первым знаком новой кампании, направленной против «международного сионизма», стала книга сотрудника сектора Ближнего Востока Международного отдела ЦК КПСС Ю. С. Иванова «Осторожно, сионизм!» (Москва, 1969). Разжигавшиеся официальной пропагандой в 1970-х – начале 1980-х гг. «антисионистские» настроения стали основой для всплеска антисемитизма в последние годы существования СССР и его распространения в постсоветской России.
После распада СССР отмена цензуры не позволяла новым демократическим властям эффективно использовать силу суда для ограничения шовинизма и ксенофобии. Например, на этом основании в 1993 г. суду в Москве пришлось отказаться от запрещения распространения «Протоколов». Решением от 26 июля 2010 г. суд в Оренбурге счёл «Протоколы» экстремистским изданием. Но это относилось лишь к конкретной брошюре, находившейся в распоряжении суда, и в марте 2011 г. прокуратура Северного административного округа г. Москвы отвергла просьбу правозащитников остановить распространение «Протоколов». Только в ноябре 2012 г. они были включены в Федеральный список экстремистских материалов под номером 1496. Однако книгу Нилуса, содержащую текст «Протоколов», до сих пор можно встретить в церковных лавках.