Муаммар ибн Аббад
Муа́ммар ибн Абба́д, Абу аль-Мутамир Муаммар ибн Аббад ас-Сулами (أبو المعتمر معمر بن عباد السلمي) (2-я половина 8 в., Басра – около 830, Багдад) – мусульманский богослов, философ и писатель, представитель Басрийской школы мутазилитского калама. Известен как автор оригинальной «теории смыслов» – реалистической концепции, в соответствии с которой любой феномен понимается как действие скрытых от человеческого взора агентов причинности.
Биография
Муаммар ибн Аббад родился в иракской Басре и происходил из клана вольноотпущенников племени бану Сулайм (по другой версии, сам Муаммар был отпущен на волю знатным сулаймитом). Пройдя обучение у видных учёных Басры, юноша в совершенстве освоил аптекарское ремесло. Ряд авторов по-разному описывают судьбу Муаммара ибн Аббада после восшествия на престол Харуна ар-Рашида. По версии одних биографов, теолог был заточён по обвинению в антиаббасидской пропаганде, однако вскоре, убедив халифа в своей невиновности, вышел на свободу и даже отправился на диспут с «вольнодумцами Индии», по пути на который, отравленный оппонентом, и погиб. По мнению же других историков, Муаммар скончался в Багдаде, где скрывался от стражи разгневанного ар-Рашида. Муаммару ибн Аббаду приписывают авторство пяти не сохранившихся религиозно-философских трудов. Из кружка ас-Сулами вышли выдающиеся богословы своего времени, такие как Бишр ибн аль-Мутамир, основатель Багдадской школы мутазилизма, и Абу аль-Хасан аль-Мадаини.
Религиозно-философские взгляды
Решающее влияние на последующую традицию религиозно-философской мысли мусульманского Востока оказала разработанная Муаммаром «теория смыслов». Реалистическая по своей сути, она допускает существование в мире неисчислимого множества «смыслов» – подлинных агентов причинности, предельных оснований любого явления. Смысл, согласно Муаммару, не материален и не имматериален, он существует наряду с субстанциями и акциденциями, процессуально их связывает в любом наблюдаемом субъектом событии. К примеру, за красной тканью философ «угадывал» смысл красноты, одинаково зависящий как от самой ткани, так и от проявленного вовне цвета; при этом смысл не только порождается субстратом ткани, но и его оформляет. Одновременно с тем Муаммар разрабатывал собственную типологию смыслов: по свидетельству доксографов, он различал тварные и нетварные смыслы, а также смыслы акцидентальные и субстанциальные. Бог, учил мутазилит, знает, волит и действует единственно благодаря своим атрибутам – бесконечным нетварным смыслам, возникающим в Его самости; однако эти «акцидентальные» нетварные смыслы отличны от настолько же имматериального, но всё же тварного смысла «человек».
Базируясь на последнем положении собственной теории, Муаммар развивал и оригинальную антропологическую концепцию. По мнению мыслителя, истинный человек, будучи смыслом, абсолютно трансцендентен своему телу; им субъект управляет посредством смыслов-посредников, таких как «знание», «жизнь» или «могущество». Человеческое Я отделялось Муаммаром и от «телесной» души – органа познания, благодаря которому разум способен постигать свойства вещей. Сами по себе познавательные способности человека ограничиваются, согласно учёному, данными перцепции; именно поэтому философ отказывался учить о сущностях вещей, как и о дискурсивном знании как таковом.
Натурфилософская концепция Муаммара, насколько мы можем судить по сохранившимся фрагментам его сочинений, неоригинальна и во многом эпигонически повторяет таковую у аль-Аллафа. Философ признавал существование «единичных субстанций» – атомов,– принимающих «привходящие» в них смыслы, и считал необходимым для образования трёхмерного тела соединение восьми или более частиц. Кроме того, ибн Аббад размышлял и об условиях существования субстанций, возникающих и уничтожающихся вследствие воздействия на них «четырёх природ» – движения, покоя, собирания воедино и расхождения; все эти четыре акциденции Муаммар объявлял разными модусами покоя. Как следствие, мыслитель заключал о полной автономности акторов: любое действие, утверждал он, совершается внутри самости недвижимого действователя, – либо по собственной воле последнего, либо в силу природной необходимости.
Рецепция
Религиозно-философские взгляды Муаммара ибн Аббада, подвергшиеся тем не менее серьёзной критике современников, оказали значительное влияние на арабо-мусульманскую мысль. Так, басрийский мутазилит Абу Хашим аль-Джуббаи, принимавший во внимание двойственный онтологический статус Муаммарова «смысла», разработал понятие модуса – не существующего и не небытийствующего атрибута, а сам термин маана («смысл») вошёл в философский лексикон мутазилитов, ашаритов и матуридитов в качестве универсального обозначения глубинных оснований наблюдаемых действий. Детерминистическая же натурфилософия Муаммара, наряду с теориями ан-Наззама, послужила фундаментом для учения багдадских мутазилитов (в частности аль-Кааби) о природной причинности.