Акциденция
Акциде́нция [от лат. accidens (род. падеж accidentis) – случайный признак, привходящее; восходит к греч. συμβεβηκός – атрибут, внешний признак], философское понятие, восходящее к логике и метафизике Аристотеля. Первоначально греческий термин τό συμβεβηκός имел 3 значения:
Случайное событие.
В учении Аристотеля о 10 категориях акциденциями (греч. συμβεβηκότα) считались все категории, кроме первой – субстанции, или сущности. В этом расширительном смысле акциденция означает свойство вообще в отличие от вещи (сущности), которую оно определяет. Например, «белое» (категория качества) или «двухметровый» (категория количества) не могут существовать сами по себе, но всегда будут «при-сущи» некоторой сущности, или – в терминах теории предикации – будут «сказываться о чём-то» как предикат о субъекте («белая лошадь»). Таким образом, по Аристотелю, акцидентальное (зависимое) бытие характеризуется предикативностью, а субстанциальное (независимое) бытие – субъектностью: «лошадь» (категория сущности) не может «сказываться» о других сущностях («не-лошади»).
В более узком смысле в логике Аристотеля под акциденцией понимается «привходящее» или «случайное свойство» вещи, отличаемое от «рода», «особенного свойства» и понятийной сущности («чтойности») вещи. Акцидентальное свойство – это такое свойство вещи, которое реально существует, но которого могло бы и не быть. Оно не может входить в логическое определение вещи и не может быть предметом научного знания. Например, «курносость» – это акцидентальное (привходящее или случайное) свойство Сократа, а разумность – необходимое и «особенное». В современной логике и философии термин «акциденция» обычно употребляется в последнем значении.
Логическое понятие акциденции следует отличать от философского понятия акцидентализма, употребляемого для обозначения: 1) метафизической теории причинности, допускающей, в отличие от строгого детерминизма, что некоторые события происходят не в силу необходимости, не имеют причинной обусловленности или непредсказуемы (акцидентализм в этом смысле связан с 1-м значением термина «акциденция»); 2) теории индивидуации, объясняющей нумерическое различие индивидов внутри одного и того же вида наличием акцидентальных свойств (в 3-м значении термина «акциденция»). Две лошади могут быть почти неотличимы одна от другой, но они будут нумерически различны, если у одной будет белое пятно (акцидентальное свойство); и, наоборот, две особи одного и того же вида будут нумерически тождественны в случае совпадения всех акцидентальных свойств по закону «тождества неразличимых». П. Абеляр опровергал эту версию акцидентализма, выдвинутую его учителем – Гильомом из Шампо.