Абу аль-Касим аль-Кааби
Абу аль-Ка́сим аль-Ка́аби, Абу аль-Касим Абдалла ибн Ахмад аль-Балхи аль-Кааби (أبو القاسم عبد الله بن أحمد البلخي الكعبي) (886/887, Балх – август – сентябрь 931, там же), мусульманский философ, богослов и проповедник. Последний видный представитель багдадской школы мутазилизма, автор детерминистического учения о природе (886–931).
Биография
Различные источники называют аль-Кааби уроженцем хорасанского Балха; его отец – Ахмад, нёс службу при дворе правителя Нишапура. В четырнадцатилетнем возрасте юноша, получивший блестящее для своего времени образование, был принят на службу наместником Табаристана Мухаммадом ибн Зайдом ад-Даи. Около 900 г., уже после смерти своего патрона, аль-Кааби состоял писарем при Ахмаде ибн Сахле, советнике саманида Насра ибн Ахмада. В 919 г., в результате поражения Ахмада ибн Сахла в войне против своего бывшего покровителя, аль-Кааби оказался в заточении, откуда был вызволен по протекции Али ибн Исы перед Хамидом ибн аль-Аббасом – придворным аббасидского халифа аль-Муктадира и его советником. Оказавшись на свободе, мыслитель совершил путешествие в Багдад, где изучил мутазилитскую доктрину под руководством аль-Хаййата. Остаток своей жизни аль-Кааби провёл в родном Балхе: именно в этом городе философ создал 46 трактатов по богословию, естествознанию и литературоведению. Из последних до нас дошли лишь два биографических и два теологических сочинения багдадского мутакаллима; разрозненные фрагменты других его метафизических и естественно-научных трудов сохранились в цитатах средневековых доксографов.
Богословские взгляды
Подобно многим другим мутазилитам, аль-Кааби исповедовал веру в абсолютную единственность божественной самости. Своё ригористическое богословие теолог обосновывал классическим аргументом: если сосуществование двух абсолютных акторов в одном месте и в одно время (или тем более вне них) невозможно, то невозможно и существование двух божеств. Бог, по мысли Абу аль-Касима, описуем лишь отчасти: любое высказывание человека о Творце представляет собой абстрактную дескрипцию либо Его самости, либо производимой ею, самостью, действий. Сама по себе сущность Господа остаётся непознаваемой; субъект же способен мысленно закрепить за ней всего два атрибута – всезнание и способность творить. Как всезнающий и всемогущий Бог, Всевышний, рассуждал аль-Кааби, не способен на тварное, инспирированное произведёнными природой атрибутами, действование. Вера же, по Абу аль-Касиму, представляет собой метафору, косвенно указывающую на религиозную принадлежность индивида, но не метафизическую совокупность согласных с шариатом слов, деяний и помыслов правоверного, как о том учили предшественники богослова. Благое дело и искупление грехов, рассуждал багдадский шейх, непременно введут правоверного в рай, – не в первозданный рай Адама, некогда размещённый Аллахом на территории современного Йемена, но в «обитель воздаяния», в которую до сих пор не ступала нога человека.
Религиозно-политическая проблема имамата решалась аль-Кааби в умеренно-инклюзивистском ключе. Подобно другим представителям багдадской школы мутазилизма, мыслитель допускал возведение на престол претендента менее достойного, чем лучший кандидат из возможных; однако в случае возникновения разногласий между двумя правителями, умме, уверен Абу аль-Касим, следует избрать одного – наилучшего – по итогам обстоятельного диспута. Вместе с тем, следуя мусульманскому преданию, мыслитель отмечал: курайшитское происхождение будущего правителя должно расцениваться как его безусловное достоинство перед оппонентами.
Антропологическое учение
Учение Абу аль-Касима о человеке в целом зависит от натурфилософии мыслителя, описывающей тварный мир как совокупность субстанций и возникающих в ней акциденций. Душу мыслитель называл акциденцией и, отождествляя её с гносеологической «уверенностью», возводил к познавательным способностям человека; именно душа, по мнению аль-Кааби, возникает вследствие овладения человеком либо «обыденным», перцептивным, либо «доказательным», дискурсивным знаниями. В противоположность душе дух объявлялся философом непротяженной, имматериальной субстанцией, существующей в мире сотворённых Богом вещей. В свою очередь жизнедеятельность субъекта понималась Абу аль-Касимом как результат внутренней борьбы таких акциденций, как «воля», «желание», «могущество» и пр. Все эти акциденции, полагал богослов, противоположны акциденции «смерть», разрушающей сложившуюся между другими атрибутами человеческого естества систему взаимодействий. Признавая за индивидом свободу воли, аль-Кааби, противостоявший своим оппонентам, настаивал, что выбор не может быть рекурсивно детерминирован другим выбором; утрата воли в какой бы то ни было момент принималась теологом за акт «привхождения» в человека противоположных воле акциденций, в частности бессилия или забывчивости.
Натурфилософские взгляды
Натурфилософия аль-Кааби развивает детерминистическую концепцию основателя багдадской школы мутазилизма Бишра ибн аль-Мутамира. Каждый процесс, наблюдаемый субъектом в мире вещей, Абу аль-Касим объявлял результатом «подселения» в субстанцию определённого «смысла» – акциденции; например, трёхмерное тело собирается в единое целое благодаря возникновению в нём смысла «собирание воедино». При этом всякий акт, согласно мыслителю, предельно специфичен: каждый действователь или даже его часть проводят в жизнь только то действие, что продуцируется появившимся в нём смыслом. Например, рука, уверен философ, движется вправо только из-за «привхождения» в неё смысла «движение вправо», тогда как акциденция «движение влево» сущностно, а не модально ему противоположна. Последовательный атомист, Абу аль-Кааби отрицал существование пустоты, а место считал окружающим тело воображаемым пространством. Сам атом, согласно теологу, не располагает протяжённостью в пространстве, и потому не обладает длиной, шириной, глубиной или весом. Время же понималось аль-Кааби двояко: с одной стороны, учёный признавал существование длящегося, исторического времени, основанного на субъективном восприятии мировой событийности; с другой стороны, мельчайшей объективной единицей темпорального счёта Абу аль-Касим считал временной отрезок, необходимый для возникновения и уничтожения акциденции, в частности существования. Существование же возникает в предмете, по учению аль-Кааби, только на одно мгновение и творится непосредственно Богом, в отличие от остальных акциденций, производимых самими телами. Космос Абу аль-Касим описывал как совокупность сфер, поддерживающих те или иные планеты и звёзды. Покой Земли, согласно богослову, объясним тем, что шар, окружённый «возвышающейся» над ним со всех сторон сферой, придавлен к центру последней своим весом.
Рецепция
Натурфилософское учение Абу аль-Касима аль-Кааби, переосмыслившего ряд теорий аль-Аллафа, ан-Наззама, Муаммара ибн Аббада и Бишра ибн аль-Мутамира, сложилось в ходе споров с представителями басрийской школы мутазилизма и оказало решающее влияние как на багдадскую школу, так и на ключевых теоретиков двунадесятнического шиизма (в частности, шейха аль-Муфида). Традиционно именно аль-Кааби называется ересиографами последним видным представителем багдадского «детерминистического» мутазилитского калама.