Ибрахим ан-Наззам
Ибра́хим ан-Назза́м, Абу Исха́к Ибрахи́м ибн Саййа́р аль-Ба́лхи ан-Назза́м (أبو إسحاق إبراهيم بن سيار البلخي النظام) (около 776–786, Басра – около 845–846, Багдад, Аббасидский Халифат), мусульманский философ, богослов и писатель, представитель басрийской школы мутазилизма, основатель и эпоним наззамизма. Создатель оригинальной антиатомистической онтологии.
Биография
Ан-Наззам родился в Басре. Отец будущего мыслителя, вольноотпущенник клана бану Зийад (по другой версии – клана бану ад-Дубаи), отдал сына на воспитание вначале его родному дяде по материнской линии, мутазилитскому философу Абу аль-Хузайлу аль-Аллафу, а затем – выдающемуся языковеду и литератору аль-Халилю аль-Фарахиди. Достигнув совершеннолетия, Ибрахим принимал участие в диспутах аль-Аллафа с вольнодумцем Салихом ибн Абд аль-Куддусом и полемизировал с шиитом Хишамом ибн аль-Хукмом. В продолжение своих многочисленных путешествий ан-Наззам посетил Хорасан, Ахваз, Калъат-Сикар, Балх и Мекку; впоследствии мутакаллим обосновался в родной Басре, где некоторое время продавал ожерелья из бисера, за что и получил прозвище ан-Наззам, «Нанизывающий». По восшествии на престол Харуна ар-Рашида, Ибрахим, окончательно порвавший с философским кружком аль-Аллафа, был вызван в Багдад кланом Бармакидов; при халифе аль-Мамуне ан-Наззам упрочил своё положение при дворе в качестве полемиста и проповедника. Оппоненты приписывали ан-Наззаму распутную жизнь, якобы приведшую к гибели мыслителя; промутазилитские авторы, напротив, настаивали на благочестивости Ибрахима, скончавшегося в силу естественных причин. Согласно мусульманским историографам, эпистолярное наследие мутакаллима насчитывает 39 трактатов, на сегодняшний день считающихся утраченными (за исключением ряда фрагментов, опубликованных Й. ван Эссом).
Теологические идеи
Ан-Наззам развивал апофатическую теологию первых мутакаллимов, представленную, в частности, в учении Бишра аль-Мариси. По мнению мутакаллима, все положительные характеристики, приписываемые человеком Аллаху, на самом деле представляют собой сумму отрицательных высказываний: например, утверждая за Богом атрибут «знание», богослов всего лишь отрицает «невежественность» господней самости. Сами по себе атрибуты Аллаха, согласно ан-Наззаму, неотличимы от Его самости и не могут быть различены умозрительно, рационально. Размышляя о божественном действовании, Ибрахим настаивал на его совершенстве: не обусловленное волей, оно неизменно творится Всевышним как абсолютное благо; безобразные же, злые деяния Бог в учении ан-Наззама совершать не способен.
Принимая, в общих чертах, космологический аргумент в пользу бытия Бога, ан-Наззам предложил собственный вариант аргумента телеологического: по мыслителю, мир, созданный из противоположных, «отталкивающихся» друг от друга природ и элементов, существует единственно благодаря действию Вседержителя. Эта идея ан-Наззама впоследствии не раз была воспроизведена мутакаллимами самых разных школ – в частности, аль-Матуриди и Абу Муином ан-Насафи.
Эсхатологическая концепция ан-Наззама отмечена влиянием джахмитской доктрины. Теолог уверен: коль скоро сотворению мира предшествовал абсолютный покой, история божественных творений также должна завершиться полным исчезновением движения в обеих вечных «обителях» – рае и аде. Схожей точки зрения на судьбу человечества держался и учитель ан-Наззама аль-Аллаф.
Политические идеи ан-Наззама, связанные с суммой его теологических взглядов, излагаются источниками противоречиво: отдельные авторы приписывают мыслителю как прошиитскую, так и суннитскую точку зрения на природу верховной власти в Халифате. Вместе с тем известно, что Ибрахим признавал одну из сторон, участвовавших в Верблюжьей битве 656 г. (Али ибн Аби Талиба, с одной стороны, и Аишу, Талху и аз-Зубайра – с другой), виновной в нарушении Закона, – отказываясь, однако, назвать её определённо.
Антропологические идеи
По мнению ан-Наззама, лишь однородный, неделимый дух представляет собой истинную сущность человека; тело, в свою очередь, характеризовалось мыслителем как «темница» духа, его «форма» и «орудие». Человеческий дух, согласно Ибрахиму, совершает движения внутри тела, оказывая воздействие и на внешние предметы; так объясняется ан-Наззамом происхождение человеческого действия, подготавливаемого двумя атрибутами самости действователя – его могуществом и волей. Предпочитая одно действие другому, человек совершает выбор – избирает один из двух противоборствующих в его теле «помыслов», которые ан-Наззам рассматривал как материальные субстраты, но не интеллигибельные единицы. Механизм перцепции описывался ан-Наззамом как воздействие внешних раздражителей на дух человека через отверстия в его теле; в соответствии с анатомической спецификацией последних, мутакаллим различал шесть сущностно неотличимых чувств – зрение, вкус, обоняние, осязание, слух и половое чувство, «познающее сладость брака» Как следствие, мыслитель допускал перцептивное познание материальных предметов всеми чувствами одновременно. Интеллигибилии разделялись ан-Наззамом на необходимые, созданные Богом и обретённые человеком помимо его воли (например, данные органов чувств), и дискурсивные, возникшие вследствие умозрительных процессов. При этом, согласно Ибрахиму, дискурсивные знания не могут быть обретены необходимым путём, а необходимые – дискурсивным.
Натурфилософские идеи
Формальным поводом для разрыва ан-Наззама с кружком его дяди и наставника аль-Аллафа послужила заявленная первым позиция по проблеме атомизма. Вопреки аль-Аллафу, исповедовавшему веру в существование мельчайшей неделимой частицы, лишённой протяжённости в пространстве «единичной субстанции», ан-Наззам учил о потенциально-бесконечной делимости тел. Преодолевая очевидное следствие из этого учения – тезис о невозможности движения, – мутакаллим предложил оригинальное объяснение механики перемещения предметов: согласно ему, субстанция способна преодолевать расстояние между двумя произвольно определяемыми точками посредством прыжка, т. е. без прохождения бесконечных частей разделяющего их пространства. В качестве примера ан-Наззам приводил Солнце, луч которого пересекает куда меньшее расстояние, чем само светило, а также луч зрительный, мгновенно сообщающийся с бесконечно далёкими от наблюдателя звёздами.
Движение ан-Наззам, в отличие от своих предшественников, признавал единственной в мире акциденцией, служащей перемещению или, напротив, неподвижности тел и субстанций разной степени плотности и тонкости – трёхмерных тел, запахов, звуков, цветов и духов, соприкасающихся с мельчайшими частицами воспринимаемых ими раздражителей. Ибрахим различал переместительное движение и движение намеренное: в то время как первое признавалось философом основой физической событийности, второе, происходящее в одном и том же месте, определялось им как причина покоя тела. Акцидентальные формы, по ан-Наззаму, существуют всего лишь один момент времени и потому постоянно творятся Богом.
Ан-Наззаму принадлежит заслуга разработки первого последовательного каламического учения о причинности. Под влиянием перипатетизма, Ибрахим различал три вида причин – производящую, сопровождающую и целевую. В качестве производящей причины ан-Наззам выделял природу – определённый Богом порядок движения материальных предметов. Как и другие его современники, мутакаллим допускал нарушение Богом естественной причинности; ярчайшим примером подобного рода божественного действия ан-Наззам называл поддержание существования мира, в котором природы, отталкиваясь друг от друга, могли бы привести к распаду универсума.
Различные природы и вещества, согласно ан-Наззаму, проникают друг в друга и скрыто друг в друге существуют. Однородная, на первый взгляд, вещь, распадается на составляющие её элементы только в том случае, если некое внешнее воздействие разрушает преграду, отделяющую, например, масло от мякоти маслины или внутренний огонь от зримой древесной коры. Впрочем, рассуждений ан-Наззама о сущности упомянутых выше преград доксографические источники не сохранили.
Рецепция
Будучи основателем и эпонимом наззамизма, ан-Наззам считается наставником аль-Джахиза, аль-Искафи, Ахмада ибн Айюба и Ахмада ибн аль-Хаита (Хабита). Теологические, натурфилософские и антропологические концепции мутакаллима неоднократно рассматривались видными представителями ашаритского калама, исмаилизма и теософии, такими как аль-Бакиллани, аш-Шахрастани, Ибн Хазм, Насир ад-Дин ат-Туси и Мулла Садра.