Бишр ибн аль-Мутамир
Бишр ибн аль-Мута́мир, Абу Сахль Бишр ибн аль-Мутамир аль-Хилали (أبو سهل بشر بن المعتمر الهلالي) (8 в. – ум. около 825) – мусульманский теолог, философ, проповедник и поэт. Известен как основатель багдадской школы мутазилизма. Первый теоретик мусульманского натурфилософского детерминизма. Автор ряда естественно-научных работ.
Биография
Место и год рождения Бишра до сих пор остаются предметом для дискуссий: по свидетельству средневековых авторов, будущий богослов родился либо в Басре, либо в Багдаде, либо в Куфе. Происходивший из знатной семьи юноша вскоре по достижении совершеннолетия принялся промышлять работорговлей; параллельно с торговой активностью Бишр изучал стихосложение (уруд) и мусульманское богословие. Об учителях ибн аль-Мутамира известно мало: биографы упоминают лишь о Бишре ибн Саиде, Усмане аз-Зафарани (сподвижниках Васила ибн Ата) и Муаммаре ибн Аббаде; в кружке последнего Бишр некоторое время состоял, однако впоследствии порвал из-за теологических разногласий. Перебравшись (по другим версиям – вернувшись) в Багдад, мыслитель был задержан по приказу Харуна ар-Рашида; Абу Сахлю вменялась в вину прошиитская пропаганда, направленная против Аббасидской династии. Тем не менее Бишр был помилован и отпущен правителем на свободу. Дальнейшая биография бывшего работорговца связана с его литературной и публицистической деятельностью: источники содержат данные как о двадцати теологических и натурфилософских трудах Бишра, так и о его диспутах с выдающимися философами того времени – аль-Аллафом, ан-Наззамом и Хишамом ибн аль-Хакамом. Из корпуса текстов Абу Сахля до наших дней дошли лишь разрозненные отрывки – прозаические и стихотворные, посвящённые физиологическому и этологическому описанию десятков рептилий и насекомых. Бишр ибн аль-Мутамир скончался около 825 г., оставив после себя крупную школу бишритов; в числе адептов этой школы ересиографы называют аль-Мурдара и Ахмада ибн Абу Дуада.
Теологические взгляды
В области богословия Бишр строго разграничивал трансцендентное и имманентное, абсолютное и ограниченное, Всевышнего и мир. Бог, по мнению Абу Сахля, остается всемогущей, волящей и всезнающей самостью, непричастной сотворённому во времени космосу. Все самостные атрибуты Аллаха, заключал мыслитель, превосходят не только человеческое разумение (и потому не могут быть в полной мере познаны индивидом), но и любую онтологическую или логическую причинность. Господь свободен, например, одаривать благами всех жителей земли, однако добровольно ограничивает Себя для того, чтобы содействовать совершению человеком свободного выбора; точно так же Бог способен совершать безобразные, злые деяния, но удерживается от них, руководствуясь Своими мудростью и волей. Воля Абсолюта, согласно Бишру, распадается на тварную и нетварную. Различая два вида божественной воли, теолог стремился объяснить свободу воли человеческой: вечная воля, заключал он, содержит в себе замысел о всеобщем спасении народов через принятие ислама, тогда как тварная воля препятствует принудительному обращению человечества и ограничивает вмешательство Вседержителя в ход истории воздействием на естественные процессы.
Принимая в общих чертах вероучительное положение мутазилизма об «обещании и угрозе» – посмертном воздаянии за добрые и злые поступки, Бишр учил о двойной ответственности за грехи. Так, всякий грешник, совершивший после покаяния прежний грех, достоин адского наказания дважды – как отменивший рецидивом акт раскаяния. Последнее положение увязывалось богословом и с фундаментальным для мутазилитской доктрины тезисом об абсолютной божественной справедливости.
Ряд средневековых авторов характеризует теолого-политические взгляды Бишра как прошиитские. В частности, мыслитель признавал в качестве правомочно избранных трёх первых «праведных халифов» (Абу Бакра, Умара и Усмана) и одновременно с тем считал Али ибн Аби Талиба достойным правителем, принявшим верное решение сражаться с мятежниками.
Философские взгляды
Учение Бишра о человеке и природе в целом продолжает основную линию его теологии. Отделённый от Бога, мир объявлялся философом автономным актором, способным совершать самостоятельные действия. Почти все акциденции, согласно Абу Сахлю, производятся самими телами – как одушевлёнными, так и неодушевлёнными, – под воздействием их собственной природы. Сами акциденции, по Бишру, могут располагать длительным существованием и даже соседствовать друг с другом в одной субстанции – при условии их однородности, «непротиворечивости». Так, продолжительный покой исчезает из объекта только после «привхождения» в него движения – противоположной по отношению к покою акциденции. Из совокупности акциденций, наблюдаемых в мире, Бишр особо выделял жизнь, смерть и возникновение тел; эти свойства он считал не следствием действия тварных субстанций, а непосредственным творением Аллаха.
Произведение других акциденций, считал Абу Сахль, посильно и для человека. Свободный субъект, писал он, совершает поступки посредством атрибута «могущество» – способности к действию, возникающей прежде акта и сопровождающей его актуализацию. Последний атрибут Бишр отождествлял со «здоровьем» – дееспособностью индивида. Кроме человека, размышлял богослов, свободой воли располагают и животные, способные творить добрые поступки или грешить. Человеческое знание Абу Сахль характеризовал как совокупность двух типов интеллигибилий – «необходимых», обретаемых посредством чувственного восприятия, и «добровольных», силлогистических; при этом Бишр настаивал: любой объект может быть познан субъектом и необходимо, и дискурсивно.
Влияние
Традиционно Бишр ибн аль-Мутамир считается основателем багдадской школы мутазилизма; последующие мыслители этой школы развили детерминистскую натурфилософию основателя школы, а также усовершенствовали его монистическую теологию. Видными адептами багдадского мутазилизма специалисты считают аль-Хаййата и аль-Кааби.