«Аркигрэм»
«Аркигрэ́м» (Archigram), британское архитектурное объединение. Существовало в 1961–1974 гг. В его состав входили архитекторы Питер Кук (род. 1936), Дэвид Грин (род. 1937), Майкл Уэбб (род. 1937), Рон Херрон (1930–1994), Уоррен Чок (1927–1987) и Деннис Кромптон (род. 1935).
Группа «Аркигрэм» сложилась вокруг одноимённого журнала, основанного Куком, Грином и Уэббом в Лондоне в 1961 г. Его название образовано от английских слов architecture (архитектура) и telegram (телеграмма) и обыгрывало форму короткого и набранного машинописным шрифтом первого выпуска журнала, где были опубликованы программные тексты группы и архитектурные проекты. В 1962 г. к работе над вторым выпуском журнала присоединились архитекторы – сотрудники Совета Лондонского графства Херрон, Чок и Кромптон.
В 1963 г. по приглашению Т. Кросби, технического редактора журнала Architectural Design, участники группы представили свою выставку «Живой город» («Living city») в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, где экспозиция представляла собой трёхмерную конструкцию из коллажей. В 1963–1965 гг. они были сотрудниками архитектурного отдела строительной компании Taylor Woodrow и в этом качестве разработали проект развлекательного комплекса с башней для предстоящей Всемирной выставки в Монреале (1967). После выставки в ICA за группой закрепилось название по их периодическому изданию – Archigram, и она приобрела международную известность. Уже к концу 1960-х гг. журнал Archigram выходил многотысячным тиражом, в нём печатались ранние работы архитекторов Н. Гримшоу, Х. Холляйна, Ф. Отто, Исодзаки Араты (в 1961–1970 вышло 9 номеров, а также «полувыпуск» в 1974).
В начале 1960-х гг. члены группы «Аркигрэм» испытали влияние «Независимой группы» – стоявших у истоков британского поп-арта художников, архитекторов, дизайнеров, которые в 1950-е гг. проводили выставки, лекции и встречи в ICA и исследовали влияние массовой культуры на искусство. Участник «Независимой группы» художник Дж. Макхейл познакомил членов «Аркигрэм» с американскими комиксами, у которых они переняли нетрадиционные для архитекторов тех лет приёмы визуализации собственных идей – коллаж, комиксную графику, таблоидную типографику. Они отказались от рационального подхода к архитектурному проектированию и вернули образам городских пространств непосредственность и непредсказуемость.
Город будущего – главная тема архитектурных фантазий членов группы «Аркигрэм». С конца 1950-х гг. многие методы модернизма подверглись критике, в том числе – функциональное зонирование города и индустриализация строительства, результатом которых было однообразие застройки. Участники «Аркигрэм» предложили свой вариант утопического города под влиянием идей нидерландского философа Й. Хёйзинги о «человеке играющем» («homo ludens»), который должен прийти на смену «человеку экономическому» («homo economicus»). Если модернистское градостроительство стремилось предопределять поступки людей, то альтернативный город будущего должен был вдохновлять жителей на спонтанные действия. Участники «Аркигрэм» проектировали города, которые отвечали бы на перемены в обществе, и где политические, экономические и культурные границы были бы стёрты. Их интересовали современные технологии и инженерия, освоение космоса и межпланетные путешествия, современная массовая культура и популярная музыка. В замыслах группы можно найти влияние проектов «Бесконечный дом» Ф. Кислера и «Дворец веселья» С. Прайса, геодезического купола Р. Б. Фуллера.
Члены группы «Аркигрэм» создавали проекты мегаструктур: «Включающийся город», где мобильные ячейки подключались, как штепсель в розетку, к функциональному ядру («Plug-in city», П. Кук, 1962–1964); передвигающийся на телескопических опорах «Шагающий город» («Walking city», Р. Херрон, 1964); опутанный коммуникационными сетями «Компьютерный город» («Computer city», Д. Кромптон, 1964); летящий на воздушных шарах «Мгновенный город» («Instant city», Кук, 1968) и т. д.
В этих работах ключевыми характеристиками стали мобильность и изменчивость как основа для идей, свободный и родственный постмодернистской иронии подход к проектированию. Здание больше не должно служить «контейнером» для функциональных процессов: из физически закреплённой системы обслуживания оно становилось мобильным и преодолевало свои границы, образуя связи с уличным пространством и другими постройками. Так связанность городской системы становилась важнее, чем сами здания. Людей в утопических городах «Аркигрэм» обслуживали роботы, поэтому получившие свободу горожане, не прикованные к постоянному месту обитания, кочевали как номады. Отсюда – интерес к личным портативным жилым ячейкам, вдохновлённым космическими капсулами и скафандрами: «Капсульный дом» У. Чока («Capsule House», 1964) «Жилой кокон» Д. Грина («Living Pod», 1966) и надувные костюмы М. Уэбба («Cushicle», 1964; «Suitaloon», 1967). Идея мобильности и трансформируемости перекликалась с поисками японских архитекторов-метаболистов.
В 1969 г. члены группы «Аркигрэм» выиграли конкурс на проект спортивного и развлекательного центра в Монте-Карло и в 1970 г. основали собственное архитектурное бюро Archigram Architects, куда также вошли архитекторы К. Фурнье и К. Эллисон, инженер Ф. Ньюби. Проект здания в Монако воплощал идею адаптируемой архитектуры: под заглублённым в землю и покрытым травой куполом диаметром более 40 м находились пространства, которые можно было трансформировать для проведения разнообразных мероприятий: спортивных соревнований, выставок, цирковых представлений, банкетов, приёмов и т. д. Предполагалось, что мебель на колёсиках, а также легко демонтируемое осветительное и сантехническое оборудование позволят подстраиваться под изменяющуюся функцию здания.
Однако из-за нефтяного кризиса 1973–1975 гг. финансирование проекта прекратилось, комплекс так и не был построен, а в 1974 г. бюро Archigram Architects закрылось. К тому моменту было реализовано три проекта под руководством Кромптона и Херрона: детская площадка в Милтон-Кейнсе, графство Бакингемшир (1972; снесена), бассейн в загородном доме певца Р. Стюарта в Аскоте близ Лондона (1972), выставка «Мгновенная Малайзия» («Instant Malaysia») в Институте Содружества в Лондоне (1973).
В 1974 г. группа распалась, её члены занялись каждый своей карьерой, в первую очередь – преподавательской деятельностью в ведущих вузах, благодаря чему оказали влияние на следующее поколение архитекторов. Кук, Грин, Кромптон, Херрон и Чок преподавали в лондонской школе Архитектурной ассоциации в 1960-е – 1990-е гг. Кроме того, Грин работал в Университете Оксфорд-Брукс в Оксфорде и архитектурной школе Бартлетт в составе Университетского колледжа Лондона. Кук в начале 1970-х гг. – директор ICA, в 1990–2006 гг. возглавлял школу Бартлетт. Уэбб в 1965 г. переехал в США, где преподавал в таких авторитетных архитектурных вузах, как колледж Купер-Юнион в Нью-Йорке (совместно с Кромптоном) и в Род-Айлендской школе дизайна в г. Провиденс, а также в Принстонском университете.
Несмотря на то, что замыслы группы «Аркигрэм» практически не воплотились в жизнь, в своих работах её участники предугадали влияние компьютерных систем и современных технологий на человеческие взаимоотношения, а также повлияли на формирование стиля хай-тек, в частности, на проекты Р. Роджерса и Н. Фостера.
Группа «Аркигрэм» награждена Золотой медалью Королевского института британских архитекторов (2002).
В 2019 г. Музей визуальной культуры M+ в Гонконге приобрёл архив объединения (его хранителем был Д. Кромптон).